"Как я стал писателем". Иван Сергеевич Шмелев. Он ведет повествование от первого числа, поэтому можно считать это автобиографической повестью. Начинает очень уж обыденно "Вышло это так просто и не торжественно, что я и не заметил. Можно сказать, вышло непредумышленно.
" Он считает что был писателем всегда, но делит свою писательскую историю на три периода. Первый, - ребенком, который и писать не умел. Балаболка, рассказывающий и говорящий с игрушками, образами. Второй период, гимназия, видимо за болтливость, как считает сам автор, кличка "римский оратор" надолго прилипла к нему. Любил писать сочинения. Однажды описывая храм Христа спасителя приплел поэта Надсона, за что был наказан Читая Жюля Верна, написал в стихах рассказ о полете на луну учителей гимназии на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов латиниста Бегемота. Снова, естественно был наказан. Он стал называет этот период своего творчества "письменным". Читая рассказ я чувствовал, что именно этот период больше всего полюбился автору. Третий период "печатный". Он уже студент. Принес свой первый рассказ, как он сам говорил жуткий, с житейской драмой и от "я". И вот его первая вещь "У мельницы" напечатана. Это настолько сильно взволновало его, что впоследствии он не мог вспомнить был ли рад. "Меня просто пришибло". Первый гонорар.
Печатный период начался.
В повести Горького рассказывается о детстве маленького мальчика ,у которого в 6 лет умер отец и,и они с матерью приехали на житьё к отцу матери ,деду Каширину ,в Нижний Новгород .У деда была своя красильная мастерская ,в его доме жило много народу - его сыновья со своими семьями .В этом доме будущий писатель Максим Горький увидел " свинцовые мерзости жизни" и на всю жизнь возненавидел тех ,кто подличает ,врёт ,обижает слабых ,бывает зол и немилосерден .В этом доме Алёша Пешков ( это настоящее имя автора ) получил первые уроки грамоты ( от деда ) и первые розги ( от него же ) . "Свинцовыми мерзостями жизни" писатель называл вечную вражду дядьёв ,их пьяные оргии ,избиение детей и жён ,бесчеловечность к сестре ( матери Алёши) ,алчность в дележе имущества , зависть к Ивану и его убийство , издевательства над слепым мастером Григорием .Дети учились у родителей науке подлости .Алёша получил розги за то ,что выкрасил скатерть по совету одного из двоюродных братьев . Эти дети были доносчиками и подлецами .Показательна история с наперстком ,разогрев который ,дети подсунули его слепому Григорию. И потом весело смеялись .А когда дед выгнал Григория из дому и тот стал побираться ,ослепший ,нищий ,грязный ,то бабушка потихоньку подкармливала несчастного ,давая внуку урок доброты ..В доме деда Алеша познакомился с людьми ,сыгравшими большую роль в его жизни и научившими его добру и правде . .У него было трудное детство : с побоями ,подлостью .бездушием ,обманом .Но Алёша не озлобился ,а стал отзывчивым и добрым человеком . Почему же в в суровых условиях действительности мальчик сохранил доброе сердце и стал известным писателем ,всю жизнь защищавшим обездоленных? Мне кажется,помогли ему стать таким воспоминания детства и люди ,которые встретились ему на жизненном пути .Во - первых ,это бабушка .Акулина Ивановна .Писатель так вспоминает о ней : "Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом...... Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом.До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни."
Бабушка никогда не унывала .Была сильным и хорошим человеком .Её поведение во время пожара ,когда все растерялись ( даже бойкий дед) ,говорит о силе её духа ,стойкости и мужестве .Эти черты Акулина Ивановна Каширина передала своему внуку .Когда дед разорился ,стал скупым и даже чаинки для заварки учитывал ,именно бабушка нашла способы как-то выжить в эти годы .Алёша навсегда запомнил её и следовал её заветам и принципам - любви к людям и способности выстоять в суровых жизненных обстоятельствах .Это меня поразило в книге .Это настоящая действенная доброта ,которая спасла душу мальчика .
Вторым человеком ,оказавшим большое влияние на мальчика , был Ванька Цыганок ,подмастерье в доме деда ,.Он добр ,отзывчив ,милосерден трудолюбив и необыкновенно талантлив .Алёша с совершенным восторгом наблюдал за Иваном .А меня удивил эпизод ,как во время порки Алёши Цыганок подставлял свою руку под удары разъярённого деда ,который просто мог до смерти засечь мальчишку Именно Иван многому научил Алёшу Сильный ,великодушный и добрый подмастерье безвременно погиб по вине завистливых дядьёв . Но он сумел посеять в душе ребёнка семена мужественности и стойкости , сопротивления злу .
Ещё одним человеком ,повлиявшим на формирование стойкого и отзывчивого характера Алёши ,был учёный- химик Хорошее Дело .Он относился в любознательному мальчику искренне и душевно .Уделял ему много времени .Беседовал и развивал его .Горький называет учёного-химика ,"лучшим из людей в своём Отечестве" .Это была для мальчика школа жизни .
И конечно "спасли живую душу" в мальчике книги .Они стали его настоящими друзьями на всю жизнь
Участие этих персонажей в жизни Алёши и помогло ему вспоминать своё детство как счастливую пору ,помогло стать хорошим человеком и преодолеть все тяготы суровых условий жизни .
Многое в жизни зависит от самого человека .И А. Пешков сделал в жизни правильный выбор ,идя по дороге добра и справедливости .
Главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель»
В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...» Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления «Шинели» стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих бытовых интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа «маленького человека» - гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде люди жестоки и равнодушны друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.
«Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.» Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.