Особенности русской литературы на рубеже 14-16 в.в.
С
14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма
использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг
стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными
центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные
мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг.
Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе
в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при
церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских
детей письму и грамоте.
В
1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров,
высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали
первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание.
В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте.
Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были
намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам
населения.
В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный
эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были
князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее.
Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов
этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а
любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев.
В это же время появляется и новый жанр народного творчества –
исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто
реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в
борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о
Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване
Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород.
Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению
Сибири и героической гибели.
В
14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как
воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные
исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести
был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы,
как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора,
прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина»,
«Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти
произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом
русских воинов.
Патриотические нотки звучат и в таком жанре, как «хождения» или
путевые заметки путешественника. Тверской купец Афанасий Никитин,
отправившись в 1466 году в торговую экспедицию, много лет прожил на
Востоке – Иране и Индии, изучая там местный язык, культуру и религию.
Результатом этого путешествия стала его книга «Хождение за три моря»,
где он описывает традиции Востока.
В
15 веке стало возрождаться общерусское летописание. Первая общерусская
летопись, ставшая на позицию единства Руси, была составлена в Москве в
начале 15 века и называлась Троицкая летопись. Около 1418 года при
участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи,
которая легла в основу всех последующих. Самым значительным поздним
произведением русского летописания считается Московская летопись,
составленная в 1479 году.
3. Особенности русской литературы 16 века
Литература 16 века уделяла большое внимание праву великих московских
князей на самодержавную власть. В начале 16 века появляется «Сказание о
князьях Владимирских» неизвестного автора, где утверждается, что
московские государи ведут свой род от римского императора Августа, а это
значит, что преемники московских князей имеют полное право на царский
титул.
В период правления Ивана Грозного в русской литературе складывает
новый жанр – публицистика. Ярким его примером могут служить переписка
между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, а также записки,
адресованные царю дьяком Иваном Пересветовым. В этих произведениях
поднимались вопросы, касающиеся природы царской власти и ее
взаимоотношений с подданными.
Также
в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров.
Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной
истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная
энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый
«Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где
главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а
общество – царской власти.