Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать "нового человека" ни за год, ни за десятилетия, пока не добьемся, чтобы люди нравственно перестроили каждый сам себя. Л. Н. Толстой еще в конце прошлого века призывал человека к нравственному самоусовершенствованию как к необходимому условию прогресса всего человечества. В романе "Война и мир" эти мысли Толстого воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений. Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом. Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья, Кутузов и Платон Каратаев душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности. Петя Ростов, попав в партизанский отряд, проявляет восторженную симпатию не только к хорошо и давно знакомому ему Денисову, но и ко всему его окружению, заботясь даже о пленном французском мальчике. Умение понять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими качествами русского человека. Эти качества свойственны многим героям "Войны и мира". Так, обращаясь к солдатам в день Красненского сражения, Кутузов говорит, показывая на пленных французов: "Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди". И в лицах русских солдат он читал сочувствие своим словам. Способность "любовно жить" в единении со всеми показана в образе Платона Каратаева. Много переживший в плену Пьер отогрелся душой возле этого простого русского человека, в котором ему чувствовалось что-то "приятное, успокоительное и круглое". Такое выражение ласки и простоты было в лице этого человека, что растроганный Пьер чуть не заплакал. Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя. Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при помощи взгляда, интонации, жеста, улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли того, что она чувствует и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Герои Толстого иногда влияют на окружающих непроизвольно, сами не замечая своего воздействия. Встреча князя Андрея с Наташей изменила всю его жизнь, духовно возродила его. Он любил в Наташе "душевную открытость, естественность". Потребность открыть себя другим — одна из главных черт людей, близких к Толстому. <span> Общение героев "Войны и, мира" характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению. людей. Так, Пьер одной сваей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился. Душевно близкие Толстому, герои способны к искреннему раскаянию, к признанию своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет молиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца.</span>
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
<span>Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.</span>
Ясность слова, простота строя предложений, привлекательность мыслей стихотворения сделали его доступным и близким многочисленным читателям времён Отечественной войны. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Покорял динамизм монолога, который как бы проговаривался на одном дыхании. Последнее достигалось и краткостью предложений, и многими анафорами.
Печорин является зборным образом всей молодежи после разгрома декабристов (1825 год). Этот образ содержит в себе идею о том, что молодые и багатые люди, которые имеют в голове много пожеланий и идей, не могут их выполнить, так как власть всё устраивает. То, что нет абсолютно никакого развитич экономики, общества и других галузей власть не волнует, главное, чтобы у нее были деньги, а вот молодое поколение имеет на этот счет свою мысль, которая, на примере декабристов, к сожалению, не осуществится.