Рассматривая историю возникновения абсолютизма в России, А. И. Герцен показывает, что развитие деспотизма московских царей происходило за счет власти народа, за счет подавления его свободы. По его мнению, в Древней Руси дух общинного строя пронизывал все области народной жизни: «Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы; меньшинство либо соглашалось с большинством, либо, не подчиняясь, вступало с ним в борьбу; зачастую оно покидало город; бывали даже случаи, когда оно совершенно истреблялось.. . Княжеская власть, при наличии судилищ, составленных из выборных судей, творивших правосудие устно и по внутреннему убеждению перед лицом свободных сходов в городах, и к тому же лишенная постоянной армии, не могла укрепляться» . Недостатком этого строя было отсутствие централизации, которая в ХV-ХVI вв. стала настоятельно необходимой. Исследуя ход образования централизованного государства в России, А. И. Герцен подчеркивает, что московский абсолютизм не был единственной альтернативой развития России: «В ХV и даже в начале ХVI века развитие событий в России отличалось еще такой нерешительностью, что оставалось неясным, который из двух принципов, определяющих жизнь народную и жизнь политическую в стране, возьмет верх: князь или община, Москва или Новгород» . По его мнению, «Новгород всегда ставил права общины выше прав князя»
А. И. Герцен допускал, что в борьбе с Москвой у Новгорода были шансы на победу, и тогда необходимая централизация смогла бы осуществиться на основе развития общинных учреждений. Историческая ситуация сложилась в пользу самодержавия и в итоге Россия стала сильной и великой, но ценой стала свобода: «Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской жизни»
Екатерина Вторая реформировала все законы Петра первого, она создала "Государственный совет", многие жители России при Екатерине второй называли её режим «просвещённый абсолютизм»
Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в жизнь. Так, по мнению Екатерины, основанному на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и суровость климата обусловливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления.
Управление в полисах называлось и называется демократией, а в теории демократии этот способ управления также называется классической демократией.Потому что классическая демократия дает каждому гражданину возможность защитить свои интересы, управлять полисом. Каждый гражданин может быть выслушан на народном собрании.Красноречие развивалось, потому что на народных собраниях прислушивались к тому, кто громче скажет. Громче и убедительнее. Поэтому часто выступающие на народных собраниях обязательно были искусными ораторами.