Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.<span>У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.</span>
<span>Первая встреча Гринёва и Пугачёва произошла по дороге из Симбирска в Оренбург. Кибитка, в которой ехали Петруша Гринёв и Савельич, попала в сильный буран. Среди метели они неожиданно столкнулись с дорожным, который на их счастье, хорошо знал местность и смог вывести их к деревне. Тогда ни Гринёв, ни Савельич не знали, что это был бунтовщик Пугачёв. Петру Пугачёв показался человеком с замечательной наружностью: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» Пугачёв вел странные воровские разговоры с хозяином постоялого двора, на котором они остановились, но Петруша Гринёв из этого разговора ничего не понял и не придал ему особого значения. На следующее утро, когда Гринёву следовало уезжать, он сделал Пугачёву подарок, в благодарность за спасение – заячий тулуп. Савельич был очень против такого богатого подарка: « - Помилую, батюшка Пётр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака, в ближайшем кабаке» . Но упрямый Петр не послушал Савельича. После этого, Пути Гринёва и Пугачёва разошлись на довольно долгое время. </span>
<span>Главным структурным элементом романа является рассказ и созданный с помощью авторского воображения мир. По содержанию делят на:
1. Исторический роман – роман, построенный на историческом сюжете, воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определенный период истории. В нем историческая действительность переплетается с вымыслом. В историческом романе эпоха, иногда, - лишь фон для описания актуальных происшествий.
2. Социально-бытовой роман – основная разновидность реалистического романа, для которой характерна идеологизация личной жизни, быта персонажей.
3. Автобиографический роман – жанровая разновидность романа, в котором главным персонажем выступает сам автор, а действия, содержаться в фабуле, - достоверные факты из его жизни.
4. Психологический роман – разновидность романа, в котором отображены внутренние переживания личности, духовная эволюция, поиски и противоречия героя, которые обусловливают его поступки и поведение.
5. Философский роман – роман, в котором непосредственно представлена мировоззренческая или этическая позиция автора.</span><span>Характерные черты реалистического романа XIX века.
• Интерес к современности, стремление к точности, достоверности, объективности в её изображении.
• Детализация быта, окружения, социальной среды.
• Типизация общеизвестного.
• Отображение жизни при помощи типовых характеров, которые подаются при типовых обстоятельствах.
• Социальный анализ.
• «Саморазвитие» героев, поступки которых не случайны, а соответствуют чертам характера и обстоятельствам.
• Историзм, принципы которого романтики применяли к прошлому, а реалисты – и к настоящему. </span>
Композиция
имеет несколько особенностей.
Выстраивая композицию произведения, автор руководствуется в первую очередь требованиями жизненной правды. Изменяя классицистические каноны, драматург вводит в сюжет две линии: любовную и социальную. В комедии соблюдены два принципа "трех единств": единства времени и места (действие уклады-вается в одни сутки и происходит в одном месте - до-ме Фамусова) , но нарушен третий принцип - единства действия. По существовавшим правилам действие должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале, причем в развязке порок непременно должен быть наказан. Но в пьесе конфликт, завязавшись как любовный, осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, и единство действия не сохраняется. Любовный конфликт в пьесе получает развязку (Чацкий получает отставку у Софьи) , а разрешение социального конфликта остается за рамками произведения (Чацкий не понят и покидает дом Фамусова) .
... Экспозиция "Горя от ума"-первые явления первого действия до приезда Чацкого (подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт) .
Завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого) .
<span>Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий "отрезвился сполна", ею же является и развязка любовной интриги.</span>