Земля полнится слухами о военной славе запорожцев и об их
новых завоеваниях. Козаки передвигались ночью, а днём отдыхали. Тарас Бульба с
гордостью смотрит на сыновей, которые возмужали в битвах. Остапу, казалось, на
роду было написано быть воином. Он проявил себя как смелый воин, обладающий
аналитическим умом. Андрия же привлекала больше романтическая сторона
путешествия: рыцарские подвиги и битвы с мечом. Он действовал по велению
сердца, не прибегая к особым размышлениям, и подчас ему удавалось совершить то,
что ни один опытный козак не смог бы провернуть!
Войско пришло в город Дубно. Запорожцы полезли было на вал, но оттуда на них
посыпались камни, стрелы, бочки, мешки с песком и горшки с кипятком. Запорожцы
быстро смекнули, что осада – не их сильная сторона, и решили взять город
измором. Вытоптали на конях все поля, уничтожили посевы на огородах, а потом
расположились куренями. Остапу и Андрию не по нраву такая жизнь, но их
подбадривает отец: «терпи козак – атаманом станешь!»
Есаул привозит Остапу и Андрию иконы и благословенье от старой матери. Андрий
скучает за ней, но не хочет возвращаться, хоть чувствует сжимающую сердце
духоту. Ночью он любуется небом и звёздами.
Уставшие за день воины уснули. Все, кроме Андрия. Он бродил по куреню, глядя на
богатую природу. Вдруг он случайно замечает некую фигуру. Незнакомкой
оказывается женщина, в которой Андрий узнаёт татарку, прислуживающую той сомой
панночке, в которую он был влюблён. Татарка рассказывает юноше о страшном
голоде, о панночке, которая много дней ничего не ела. Оказывается, панночка
видела Андрия среди воинов и тотчас же вспомнила его. Она велела служанке
отыскать Андрия и попросить передать немного хлеба, а ежели тот не согласится,
то пусть приходит просто так. Андрий незамедлительно приступает к поиску
запасов, но козаки поели даже приготовленную с излишком кашу. Тогда молодой
козак аккуратно вытаскивает мешок с продуктами из-под Остапа, на котором тот
спал. Остап просыпается лишь на мгновение и тут же засыпает вновь. Андрий тихо
крадётся по куреню к татарке, которая пообещала провести его в город по
подземному ходу.
Андрия окликает отец, предупреждая, то женщины до добра не доведут. Козак стоял
ни жив ни мёртв, боясь пошелохнуться, но Бульба быстро уснул.
<span><span>
І варіант.
1. До якого виду народних казок належить казка «Пані Метелиця»?
а) до казок про тварин;
б) до героїчно-фантастичних;
в) до побутових.
2. Якою мовою була написана «Панчатантра»?
а) французькою;
б) німецькою;
в) санскритом.
3. Як називається збірка, в якій ми знайдемо казку про шакала Чандараву?
а) «Панчатантра»;
б) «Роман про Ренара»;
в) «Дитячі і родинні казки».
4. Хто з Левового війська, яке підступило до замку Мопертюї, захопив у полон Ренара?
а) слимак Повіль;
б) півень Шантеклер;
в) вовк Ізенґрін.
5. Що таке фольклор? Які види (жанри) фольклору вам відомі?
6. Яку роль відіграє фантастика у народних казках?
7. Чому казки різних народів світу бувають схожими?
8. Які риси характеру притаманні пасербиці з німецької казки „Пані Метелиця”?
</span><span>
ІІ варіант.
1. Які казки виникли найдавніше?
а) казки про тварин;
б) героїчно-фантастичні (чарівні);
в) побутові.
2. В якій країні була створена збірка «Роман про Ренара»?
а) у Франції;
б) у Німеччині;
в) в Індії.
3. Як називається збірка казок, яку створили брати Грімм?
а) «Панчатантра»;
б) «Роман про Ренара»;
в) «Дитячі і родинні казки».
4. Зі скількох книг (тантр) складається «Панчатантра»?
а) з чотирьох;
б) з п’яти;
в) з шести.
5. Що таке народна казка? Які види народних казок вам відомі?
6. Які чарівні істоти, предмети діють у народних казках? Яку роль вони відіграють?
7. Що таке „мандрівний сюжет”? Наведіть приклади.
8. Які риси характеру притаманні вдовиній дочці з німецької казки „Пані Метелиця”?
</span></span>
В Лисабоне он узнает, что все эти годы его бразильской плантацией управлял чиновник от казны, и, поскольку теперь выясняется, что он жив, ему возвращаются все доходы за этот срок.
Белинский назвал «Евгения Онегина» «первой истинно национально-русской поэмой в стихах» и добавил к этому, что «в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении». Что мы понимаем под словом «народность» ? Народность искусства, литературы - это глубокая связь, которая существует и должна существовать между художественным произведением и жизнью того народа, среди которого оно создано: связь с историей народа, его бытом, его нравственными убеждениями, его взглядом на вещи. Эта связь между созданием поэта и глубинной жизнью народа видна в «Евгении Онегине» в каждой сцене или картине, в каждом герое, в каждом слове писателя-поэта. Читая роман «Евгений Онегин», все время чувствуешь: это Россия, это написано русским поэтом. В романе все неповторимо русское: и картины природы, и нравы, и персонажи, и, главное, та точка зрения, с какой автор смотрит на те или иные события, на людей, на человеческие отношения.Пушкин изображает в романе в основном представителей дворянского сословия, их жизнь показана в романе в первую очередь. Но это не мешает роману быть народным. Важно не кого изображает писатель, а как изображает. Все явления жизни и всех героев Пушкин оценивает с общенародной точки зрения. Именно этим и заслужил роман Пушкина название народного.С точки зрения Белинского, большое значение этому произведению Пушкина придает то, что в нем правдиво показана русская действительность: «в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».Это делает роман историческим «в полном смысле слова». И к этому Белинский позднее добавит: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества».Значение романа, по мнению Белинского, и в том, что от него (так же как и от комедии Грибоедова «Горе от ума») начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», - утверждает Белинский, - был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».<span>Свои статьи об «Евгении Онегине», полные тонких наблюдений и мыслей, Белинский заключает прекрасными и пророческими словами: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»; как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненны любви и благодарности взор...»</span>