Восточный вопрос-это международные противоречия,которые связаны с развалом Османской империи,борьбой стран Европы за разделение её территорий и появлением национально-освободительного движения,которое было организованно народами Османской империи.
Принятие ислама ханом Берке и его приближенными, представленное мусульманскими авторами как победа «правоверия» в Золотой Орде, хотя и было для своего времени фактом огромной политической значимости, однако не привело к массовому принятию мусульманской религии основным населением государства — потомков Джучи — и заметной исламизации государственной жизни и общественного быта. С принятием ислама в Золотой Орде большое распространение в Дешт-и Кыпчаке получила сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия, прежде всего интересовалась политическими выгодами, поскольку новая религия способствовала усилению господствующих классов и в первую очередь власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и Хулагуидами привела к сближению хана Берке с Мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое распространения исламской цивилизации.
Государство Золотой Орды (Джучиев Улус), в состав которого входила большая часть нынешнего Казахстана, с самого начала своего образования (1243 год) подвергалось воздействию мусульманской религии и культуры как внутри -мусульманское население булгарских городов Поволжья и Прикамья, а также мусульман Хорезма (Нижняя Аму-Дарья), так и извне из близкой Бухары и далекого Египта. Это мощное воздействие мусульманского мира привело в конце концов при Узбек-хане (правил в 1313-1341 гг.) к принятию династией Джучидов (т.е. потомков Джучи, старшего сына Чингиз-хана) ислама в качестве официальной религии государства Золотой Орды (Абылхожин Ж.Б. и др. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).
Археология - это наука, которая занимается раскопками вещественных доказательств древнейшего прошлого. Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология. Археологи изучают своими методами археологические источники, анализируют их и пополняют фактами и предположениями общеисторический научный багаж. Археологические исследования включают в себя как кабинетную или теоретическую часть (работа с документами и артефактами), так и полевую археологию, то есть практические исследования, к которым относится также и подводная археология.