Белогорская
крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров,
однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял
неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой
"императорский" суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными
людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной
характеристики двух героев "Капитанской дочки" — Гринева и Швабрина. <span>
Гринев получил воспитание
в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша — мягкий и совестливый
юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого
благополучия — служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии.
После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре
встреча с вожатым показывает, что Петруша — хороший человек. Несмотря на
увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча.
Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в
дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими
стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным — молодым офицером,
сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен
в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и
тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую
рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и
ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин
получает возможность отомстить.
Пугачев звал всех желающих
присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он
присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность,
не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу
Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по
разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно:
присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне
закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает
самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны
предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу.
Два офицера российской
армии — Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый
следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с
легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально
различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести "Капитанская
дочка".</span><span />
Очень короткий детектив
Инспектор полиции Стив следил за секундной стрелкой. Осталось 53 секунды до конца рабочего дня. “Я сегодня не проверил часы – возможно, они опять отстают. Звонить или не звонить в службу точного времени” – в тяжелых раздумьях прошло 2 секунды. ” Нет, не успею”. Инспектор Стив был очень ответственным человеком. Он не мог уйти с работы раньше времени, хотя его ждала Красотка Мэри, с которой он отправлялся на 2 дня отдыхать в Скалистые горы.
Когда до окончания рабочего дня оставалось 5 секунд, зазвонил телефон. Инспектор с отвращением поднял трубку: “Как? Опять убили старика Джона? А, на этот раз окончательно. Остались следы на месте преступления? Сам Джон с разбитой головой и комочки земли. И все? ” Дело обещало быть серьезным. Тяжело вздохнув, Стив достал из ящика стола новую папку и написал “Старик Джон”.
День закончился плохо. Он опять задержался на работе на 2
минуты. Но ничего, он отдохнет с Красоткой Мэри пару деньков и возьмется за расследование.
Вернувшись через 3 года (Стив был увлекающейся натурой) , инспектор увидел папку на том же месте. Но в ней уже не было нужды. Стив знал все. Дело об убийстве старика, естественно, вызвало большой резонанс. Это вам не убийство миллионера – там все ясно. А здесь. Кто? Зачем? У старика не было никакого имущества – квартира его давно уже принадлежала Обществу анонимных алкоголиков. А сам он жил на два доллара, которые ему ежедневно давал миллионер из Техаса. Старик Джон постоянно шантажировал его – он грозился залить собственной кровью белые мраморные ступеньки в особняке у миллионера.
Была создана специальная бригада из лучших специалистов, которая и раскрыла это запутанное дело.
Джону на голову упал большой горшок с цветком марихуаны, который стоял на окне у соседа – налогового инспектора, что жил этажом выше. Бедняга Джон – его голова раскололась, как кокосовый орех. Осколки горшка (все до единого) подобрал известный собиратель древностей мистер Блок. А цветок марихуаны подобрала старуха Молсон, которая тут же обменяла его в соседней школе на жвачку и билет в кино.
“Опять раскрыли без меня” - вздохнул инспектор Стив. Он
устроился в кресле поудобнее и стал следить за секундной
стрелкой.
Кодня — село, центр сільської Ради, розташоване на березі річки Коденки, за 25 км від обласного і районного центру та за 3 км від залізничної станції Кодня. Дворів — 997. Населення — 2844 чоловіка. Сільраді підпорядковане с. Закусилівка.
Вперше в історичних документах Кодня згадується 1301 року як містечко під назвою Коденград. Близько . 1362 року Кодня в складі Київського князівства потрапила під владу литовських феодалів. Після Люблінської унії 1569 року її загарбала шляхетська Польща. В цей час містечко було власністю магнатів Сапег. Крім соціально-економічного і релігійного гніту, коднянці терпіли від частих нападів татарів. Жителі містечка брали активну участь у боротьбі за визволення від польсько-шляхетського гніту. 1587 року селяни і козаки під проводом Л. Чернинського, розгромивши шляхетський загін, зруйнували панський маєток. Такі виступи відбувалися і в наступні роки. В кінці XVI ст. Кодня була в центрі багатьох історичних подій того часу, бо через неї проходив торговельний шлях з Києва на Поділля, який мав також і важливе стратегічне значення.
Жителі містечка брали участь у визвольній війні українського народу 1648—1654 рр. За новим територіальним поділом, що виник після Зборівської угоди 1649 року, Кодня ввійшла до Київського полку.
Після Андрусівського перемир’я 1667 року Правобережна Україна залишилася під владою шляхетської Польщі. Магнати й шляхта за непокірність і свободолюбство жорстоко розправлялися з населенням, чинили грабежі, вбивства і насильства 1664 року в Кодні і навколишніх селах польські жовніри чинили грабіжницькі напади.
Посилення соціально-економічного і національно-релігійного гніту знову піднімало народні маси на боротьбу. Селяни Кодні були активними учасниками народно-визвольного антифеодального повстання 1768 року. Саме тому вона стала місцем кривавої розправи над учасниками героїчної боротьби: було страчено 3 тис. чоловік. З люттю і ненавистю чинив криваву розправу кат українського селянства Й. Стемпковський. Він наказав викопати величезні ями, над якими до колоди прив’язували повстанців і відрубували їм голови. Коднянська розправа не залякала знедолених селян. Повстанський рух тривав ще в 1769—1770 роках.
У 1793 році містечко в складі Правобережної України возз’єдналося з Росією. Невдовзі воно стає волосним центром Житомирського повіту Волинської губернії.
Зміни, що сталися в житті містечка Кодні, сприяли розвитку продуктивних сил. Поряд з сільським господарством, поступово розвивалося ремесло, поширювалися промисли. Зростало населення.
Коднянська лікарня, в якій працював один лікар, обслуговувала жителів 27 сіл. Вся освітня мережа в містечку складалася з народного училища, відкритого 1860 року. В ньому вчилися лише діти багатіїв.
Восени 1846 року Кодню відвідав Т. Г. Шевченко. Тут він записав кілька народних пісень, зробив малюнки гайдамацьких могил.
Економічне становище селянства не поліпшилося й після реформи 1861 року. Поміщики, як і раніше, володіли величезними масивами кращої землі. З 3549 десятин, що були в селі, панові належало 2050, церкві — 53, а на 1700 жителів припадало 1499 десятин. Тяжке становище змушувало багатьох трудящих вдаватися до різних побічних заробітків. Деякі вирушали в Житомир та інші міста з надією знайти роботу, 17 чоловік жили з ремесла.
В цей час почала розвиватися промисловість і торгівля. З 1864 року в Кодні діяли свічковий і пивоварний заводи.
Тяжкі умови праці й життя трудового народу штовхали його на боротьбу проти гнобителів. Весною 1879 року коднянці захопили і засіяли частину поміщицької землі. На погрози поміщика відповіли, що не повернуть її навіть тоді, «коли буде прислана військова сила». Поліції вдалося придушити цей виступ. З 1899 року частину коднянських земель, 1335 десятин, почав орендувати поміщик Терещенко.
Широкого розмаху класова боротьба набрала під час революції 1905—1907 рр. 23 травня 1907 року на бурякових плантаціях Терещенка застрайкувало 200 чоловік. Причиною страйку було грубе поводження управителя економії з робітниками.
Трудящі боролися за свої права і в наступні роки. В жовтні 1909 року коднянці захопили землю і пасовиська в поміщицькій економії. Для придушення виступу в містечко викликали поліцію, це особливо обурило селян. Сталася збройна сутичка, що закінчилася поразкою селян. Активного учасника і керівника виступу П. Бойчука було заарештовано і заслано в Сибір. Через два роки трудящі Кодні виступили за збільшення оплати праці на бурякових плантаціях. Місцевим властям вдалося придушити і це заворушення.
Столипінська аграрна реформа не поліпшила економічного становища селян, ще більше загострила класові суперечності на селі. Процес обезземелення та класового розшарування тривав далі. Не маючи тяглової сили, сільськогосподарського реманенту, багато селян продавали свої земельні наділи місцевим куркулям. Так, наприкінці 1912 року в містечку вже налічувалося майже 200 безземельних господарств.
Тучи золотые, ленивый ветер, поля немые, весенний гром, молчит лес, тёмный лес, в тени глубокой, бессонный лист, звезда дрожит, в огнях заката, на душе легко, на душе свято,
Художественный мир м. Лермонтова уникален, ему присущи черты яркой, неповторимой индивидуальности. Его знают и ценят во всем мире. Одной из наиболее оригинальных, почти неизвестных до м. Лермонтова в отечественной художественной культуре тем, была тема "демона", в которой символически воплотилась идея несовершенства "мирового порядка", ведущего к трагическому одиночеству личности. В проблематике образа "демона" воплотилась поразительная прозорливость молодого поэта: более чем на столетие он претворял философские тенденции, в которых мотив одиночества и абсурдности бытия стали определяющими. Творчество лидера французского экзистенциализма ж. П. Сартра продемонстрировало всю глубину и важность этой проблемы человека xx столетия.
М. Лермонтов никогда не был в киеве, но именно киев стал городом, где образ "демона" не только получил свое развитие, но и обрел то новое воплощение в изобразительном искусстве и литературе, с которым перешел из века xix в век xx. В киевских работах художника-новатора михаила врубеля герой лермонтовской поэмы обрел зримые пластические очертания. В киеве сложился и замысел романа михаила булгакова "мастер и маргарита", где в условиях сталинского режима "демоническая тема" получила небывалую значимость и актуальность.
С приходом м. Лермонтова, м. Врубеля, м. Булгакова мировая культура, развивавшая различные направления образов демонологии в философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, пополнилась новыми яркими творениями, масштабными по идее и емкими по содержанию.
:Михаил лермонтов, михаил врубель, михаил булгаков. Они создали художественные образы исключительной силы, содержащие гордое противостояние богу. Каждому из них правомерно приписывали духовную идентичность с его художественным героем: в лермонтовском "демоне" голос героя сливается с голосом автора, пережившего "тоску, томившую его столько лет", в "демоне" врубеля - "иступленное томление" души, искавшей "небывалой весны", в воланде булгакова - мужество быть самим собой в самые "черные дни". В славянскую христианскую культуру имя михаил пришло из древней иудеи. В переводе на русский язык оно означает "кто как бог". Обращаясь к творчеству каждого из них, мы не только восхищаемся силой их художественного гения, мы благоговеем перед их готовностью преодолеть гигантские по размаху задачи, какие под силу разве что богу в дни творения. Впрочем, всякое созидание приравнивает человека к творцу.
И мы гордимся тем, что на этот труд двоих из них вдохновил киев.
Демон - образ-символ пришел в европейскую культуру из античной мифологии. У древних греков к демонам относили всякое божество. Особое место среди них занимали духи-хранители, которые, согласно давним поверьям, обладали противоречивыми характерами, сочетавшими положительные и жестокие, разрушительные черты, из-за чего могли способствовать или препятствовать человеку в исполнении его намерений. С развитием религиозных воззрений в христианстве и иудаизме демон стал трактоваться уже не просто как злой дух, он стал персонифицировать тьму, обман и зло, и воспринимался, соответственно, как бес, дьявол, сатана. На изменение толкования образа демона в христианстве оказала также влияние идея, высказанная в vii в. До н. Э. Иранским пророком заратустрой: он объяснял недостатки человеческой натуры присутствием темного созидательного духа, который выбрал сторону зла и стал неотъемлемой частью материального мира. У заратустры он назывался ариманом, в исламской доктрине - иблисом. В христианстве их аналогом стал сатана, который, согласно библейской легенде, из ангела, посланного богом удостовериться в совершенстве созданного им мира, обратился в падшего ангела, так как гордыня привела его на сторону зла и сделала врагом бога. Другая важная концепция понимания образа демона-дьявола включает манихейские представления о том, что адам был создан сатаной, использовавшим похищенный у бога божественный свет.