Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие).
Традиция каких танцев какой страны или народа?
Тоническое трезвучие строится на первой ступени б3+м3
тонический секст строится на 3-ьей ступени м3+ч4 си-бемоль мажор си бемоль-ре-фа соль минор:соль-си бемоль-ре
тонический квартсекст строится на 5-ой ступени ч4+м3 си бемоль мажор:ре-фа-си бемоль соль минор: си бемоль-соль-ре
субдоминантовое трезвучие строится на 4-ой ступени б3+м3 си бемоль мажор: ми бемоль-соль-си бемоль соль минор:до-ми бемоль-соль
субдоминантовый секст строится на 6-ой ступени м3+ч4 си бемоль мажор: соль-си бемоль-ми бемоль соль минор: ми бемоль-соль-до
субдоминантовый квартсекст строится на 1-ой ступени ч4+м3 си бемоль мажор:си бемоль-соль-ми бемоль соль минор: соль-до-ми бемоль
доминантовое трезвучие строится на 5-ой б3+м3
доминантовый секст строится на 7-ой м3+ч4
доминантовый квартсекст строится на 2-ой ступени ч4+м3
2) ля-соль б2(вниз)
б3 ля-до диез б3 (вверх)
б6 ля-фа диез (вверх)
б53 ля-до диез-ми б53 вверх (тоническое трезвучие ля мажора)
м6 ля-фа вверх
д7 ля-до диез-ми-соль (ре мажор)
Моцарт. Симфония № 40 соль минор
Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.
Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.
Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.
<span>Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение</span>