Во время революции богачи и дворяне теряли своё состояние и уезжали за границу. Освободившиеся деньги получали низшие слои населения и оставшиеся дворяне.
Великий Новгород - один из старейших городов Руси. Считается, что он был основан, когда ильменские словене призвали на княжение варяга Рюрика, вскоре после Старой Ладоги (Рюрикова городища). Некоторые летописи утверждают существование Новгорода и ранее, и упоминают дорюриковских новгородских князей, таких, как Гостомысл, Буривой, Вандал, но консенсус историков сейчас сошелся на том, что это персонажи скорее легенд, чем истории.
Новгород стал столицей Северной Руси, но Северная Русь как отдельное государство просуществовала недолго и вскоре объединилась с Южной; общей столицей стал Киев. На протяжении долгого времени Новгород был одним из городов, власть в котором передавалась по лествичному праву - системе наследования по старшинству, в которой старшему из князей доставалась власть в Киеве, а младшим доставались второстепенные города, в том числе Новгород. Однако все больше власти в Новгороде получали наместники из местных бояр, именовавшиеся посадниками, до тех пор, пока не сложилась традиция новгородского республиканства: посадника стали выбирать на вече из представителей местных боярских родов, а князя приглашать на роль полководца, но не правителя.
Новгородская республика просуществовала до XV века и покорила себе обширные земли на севере современной Европейской России, от Белого моря до Югры. Великий князь московский Иван III захватил Новгород и покорил его Московскому государству, присоединив все новгородские земли. Так закончилась история самой большой русской торговой республики.
Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чем свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей. Например, как указывает известный французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н.э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были незадолго до этого захвачены Римом[1].
<span>В понимании римлян, - пишет историк, - раб ассоциировался с иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства </span>[2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н.э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н.э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н.э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан – отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьезного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3]<span>. С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н.э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство </span>[4].
В период римского завоевания Средиземноморья во II-I вв. до н.э. долговое рабство вновь стало важным источником пополнения рабов – но уже за счет жителей покоренных стран. Известно много случаев массового обращения в рабство на завоеванных Римом территориях за неспособность уплатить высокие римские налоги (см. далее).
Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина maxima capitis diminutio, то есть превращало его в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов (servi poenae), потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.
<span>Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала её, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.</span>
<span>Госпитальеры или Иоанниты (также известные, как Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты, также как Орден Святого Иоанна, как Мальтийские рыцари или Рыцари Мальты; фр. Ordre des Hospitaliers, мальт. Ordni ta’ San Ġwann). Основанная в 1080 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата христианами Иерусалима в 1099 в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. </span>