Почти все население Испании (99%) — католики. Католическая церковь на протяжении многих столетий пользуется большим влиянием в стране (стоит вспомнить лишь всемогущую испанскую инквизицию). Она сыграла в истории Испании еще более реакционную роль, чем в других странах Европы. Церковь не только объединяла и поддерживала феодалов и монархов, она сама была крупнейшей силой, эксплуатирующей испанский народ. Она всегда принимала активное участие в политической жизни страны. Церковь благословила в 1936 г. франкистский мятеж против законного республиканского правительства. В свою очередь Франко не только восстановил все старые привилегии церкви, утраченные во времена республики, но и существенно расширил их. В частности, все имущество церкви освобождалось от налогов, а священнослужители— от воинской повинности. В настоящее время, согласно конституции 1978 г., церковь отделена от государства и потеряла некоторые свои привилегии. Однако она продолжает быть не только крупным земельным собственником, но и крупным банкиром и промышленником. Церковь владеет радиостанциями, газетами, университетами, колледжами, школами и т. п. Огромное влияние церкви на народ осуществляется через систему школьного церковного образования и прессу. Особенно большое влияние религия оказывает на население наиболее отсталых, преимущественно сельских районов в Галисии, Эстремадуре, Андалузии и в обеих Кастилиях.
В последние годы позиции испанской церкви постепенно ослабевают вследствие более широкого участия государства в системе среднего образования и здравоохранения, влияния демократических идей, распространяемых представителями прогрессивных кругов общества, уменьшения прежней изолированности деревни от внешнего мира, быстрого роста численности рабочего класса с более высоким образованием. Эти и другие причины постепенно отделяют верующий народ от церкви, религия теряет свой престиж.
Тем не менее в Испании до сих пор прекрасно сохранилось множество старинных соборов, монастырей и церквей, представляющих огромную культурно-историческую ценность и посещаемых миллионами туристов. Многие из них овеяны легендами и служат местами паломничества для верующих-католиков всего света (например, собор в Сантьяго-де-Компостела и др.).
Жизнь рабов была очень тяжела. Они могли работать с утра до ночи без сна и еды, если так пожелает их хозяин.
Одним рабам могло повезти, они были образаваны, попадая в знатные семьи хозяева могли советоваться с ними. Они могли подрабатывать и предложив хозяину много золота освободиться от рабства.
Но самыми почетными рабами были гладеаторы. В них вкладывали много денег, хорошо кормили, одевали. Ведь они должны были сражаться насмерть чтобы повеселить народ. Победить получал славу, а его хозяин много денег.
Ласть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Современники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый.
Религия-то во что не принуждают верить, а политики обычно настойчивы и непреклонны. В советские времена вера одерживала верх потому, что среди разрухи и недостатков жизни, ограниченности и запретов, религия оставалась главным стимулом для народа
Русь вступила в период политической раздробленности в <span>30-х гг. XII в.
</span>Политическая раздробленность началась после смерти князя Мстислава <span>Великого.
</span>Период политической раздробленности связан с ослаблением Киева из-за <span>половецких набегов</span>