Марья Гавриловна Марья Гавриловна - главный женский персонаж повести А. С. Пушкина «Метель», дочь доброго помещика Гаврилы Гавриловича Р., возлюбленная Владимира и Бурмина. Ей семнадцать лет, она красива, стройна и светлолица, увлечена французскими романами. В округе Марью почитают как богатую невесту. Многие к ней сватаются, но ей нравится бедный армейский прапорщик Владимир. Молодые влюблены друг в друга, но боятся не получить родительского благословения. Тогда, они решают обвенчаться тайно в соседней деревне. Но им помешала внезапно поднявшаяся сильная метель. Марью в церковь привез в назначенный час кучер Владимира. Они с трудом добрались из-за занесенных дорог. Там Марья была обвенчана с другим человеком, которого ошибочно приняли за жениха. Сам Владимир сбился с пути и плутал всю ночь. До церкви он добрался только под утро, когда она уже была заперта. <span>Как и любая романтическая героиня, Марья видит в этом провидение, то есть знак свыше. Очнувшись у себя дом, она впала в горячку и все время повторяла имя Владимира. Родители поняли, в чем дело и решили выдать ее замуж за бедного прапорщика, но он уже сам не хотел жениться. Вскоре Владимир погиб под Бородино, затем скончался и отец Марьи. А у них в имении появился новый гость - гусарский полковник Бурмин. Они с Марьей нравились друг другу, но что-то их удерживало от решительного шага. Как оказалось, Бурмин уже был обвенчан, но сам не знал с кем. Во время метели в начале 1812 года, он случайно оказался у церкви, где невеста ждала своего жениха. Поддавшись непростительному легкомыслию, он обвенчался с девушкой, не зная даже ее имени. А девушка, увидев лицо суженого, с криками: «Не он! Не он!» упала в обморок. Марья Гавриловна быстро поняла, что Бурмин и является ее законным супругом. Таким образом, в финале повести они поняли, что их свела сама судьба.</span>
ЗАВЕЩАНИЕНаедине с тобой, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедещь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было бы жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет...
<span>Ей ничего не значит!</span>
Русская литература всегда была теснее связана с жизнью общества, чем европейская. Любые перемены общественного настроения, новые идеи немедленно находили отклик в литературе. М. Е. Салтыков-Щедрин остро переживал недуги своего общества и нашел необычную художественную форму, чтобы привлечь внимание читателей к волновавшим его проблемам. Попробуем разобраться в особенностях этой формы, созданной писателем.
Традиционно в русском фольклоре выделяют три типа сказок: волшебные, социально-бытовые и сказки про животных. Салтыков-Щедрин создал литературную сказку, соединяющую все три типа. Но жанр сказки не определяет все своеобразие этих произведений. В “Сказках” Щедрина мы встречаемся с традициями басни и летописи, точнее, пародии на летопись. Автор использует такие басенные приемы, как аллегория, иносказание, сравнение человеческих явлений с явлениями животного мира, прием эмблем. Эмблема — это иносказательный образ, несущий традиционно одно значение. В “Сказках” Щедрина таким образом-эмблемой является, например, медведь. Он олицетворяет собой неловкость, глупость, но под пером Салтыкова-Щедрина эти свойства приобретают социальное значение. Так, традиционное эмблемное значение образа медведя окрашивает и характеризует конкретный социальный образ (воевода, например).
Жанровое начало летописи встречается в сказке “Медведь на воеводстве”. На него указывает наличие хронологической последовательности при изложении событий: Топтыгин I, Топтыгин II и так далее. Пародийность достигается переносом свойств и качеств конкретных исторических личностей на образы обитателей леса. Неграмотность Льва напоминает о пресловутой неграмотности Петра I.
Однако художественное своеобразие “Сказок” не исчерпывается только жанровой природой, характерной для сказок. Следует отдельно сказать о сатире. Сатира, то есть особый смех, направленный на уничтожение объекта, становится "основным творческим приемом.
Вполне естественно, что объектом сатиры для Салтыкова-Щедрина, писателя, продолжающего гоголевские традиции, является крепостное право.
Пытаясь изобразить отношения в современном ему обществе, он моделирует ситуации, позволяющие это сделать.
В твёрдости духа
<span>Иль в крепости тела </span>
<span>В смелом желании новых вершин </span>
<span>В нежности, что защищает умело </span>
<span>В победе без боя прекрасных мужчин </span>