-Я добро! Я всем помогаю!
-Я зло! Я ненавижу помогать.
-Почему зло?
-Потому что,мне потом никто не поможет!
-это не так. Относись к людям так,как хочешь чтобы они отночились к тебе!
-Разве?
-Да! Посмотри на меня! Я счастливы,мне все помогают...Ведь я когда-то помог им!
-А ты живешь один как в лесу!
-Ты права,добро. Теперь я тоже буду всем помогать!
Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть...
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину — одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:
“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
<span> Пришлет с прохладным ветерком...</span>
крепкой дружбе, первых поэтических опытах. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в семье небогатого помещика. Родители мало уделяли ему внимания, часто наказывали за проделки. Все заботы о сыне перекладывали на няню и гувернёров. Часто маленький Саша прятался в кабинете отца и с упоением читал книги на французском языке. Некоторые из них он знал наизусть. В двенадцать лет Пушкина определили в только что открывшийся лицей. Он находился недалеко от Петербурга, в городе Царское Село. Набирали тридцать учеников из знатных семей. Но желающих было много. Чтобы попасть в лицей, использовали всевозможные уловки: одним помогли протекции высокопоставленных родственников, другим — титулы, третьим – военные заслуги предков. Заведение это было закрытого типа. Учились мальчики шесть лет, получая сразу и университетское образование. Проект создания этого учебного заведения был составлен министром Михаилом Сперанским. Будущих выпускников лицея он считал надеждой России, её поддержкой и опорой. Но мечтам его не суждено было сбыться. А для Пушкина и его одноклассников это были самые счастливые годы в их жизни. Директором лицея был назначен Василий Фёдорович Малиновский. Человек образованный и честный, он мечтал о реформах, которые изменят жизнь страны, и примут в этом участие его воспитанники. Для обучения лицеистов были приглашены лучшие профессора. Через много лет, именно им, своим наставникам, Пушкин посвятит благодарные строки. Жили лицеисты в отдельных комнатах, похожих на кельи. Тонкие перегородки не мешали общению даже по ночам. Часто эти комнаты становились местом споров, задушевных бесед, юных мечтаний. Впервые Пушкин познакомился со своими будущими одноклассниками на приёмных экзаменах. Это знакомство за шесть лет учёбы переросло в крепкую дружбу, которую они пронесли через всю жизнь. В лицее Пушкин увлёкся русской словесностью, знал наизусть много стихотворений и басен, начал писать стихи на русском языке. Многие из них он посвятил своим друзьям. Среди лицеистов Саша отличался начитанностью, остроумием, прекрасным знанием французского языка. И что удивительно, будущий поэт в своих успехах на уроках словесности занимал шестнадцатое место. Но именно ему, через три с половиной года, учитель словесности поручит написать стихи, посвящённые приезду в лицей Державина. Это было стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В лицее Пушкин впервые встретился с Жуковским. Они читали друг другу стихи, беседовали о литературе. Пушкин уже тогда был полноправным членом литературного общества, главная цель которого — борьба за просвещение. Позже Жуковский прислал Пушкину свой сборник стихов с наилучшими пожеланиями. Так началась дружба двух гениальных поэтов. 9 июня 1817 года состоялась церемония выпуска двадцати девяти первых воспитанников лицея. Прощаясь, лицеисты пообещали не забывать друг друга. Шли годы. Но каждый раз они собирались и отмечали годовщину открытия лицея, вспоминали ушедших, мечтали и радовались, спорили и надеялись
Габдула Тукай.(1886-1913)
Родился в Казанской губернии.
Работал переводчикомпоэтом,публицистом,литературным критиком.
1м его замечательным поэтическим созданием был перевод стихотворения Кольцова "Что ты спишь мужичок?"
Поэт прожил весьма короткую жизнь.
Он умер в апреле 1913 года.В его лице татары потеряли великого национального поэта.Он похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.