Название одежды:
Кафтан –русская старинная мужская долгополая одежда.
Название денежной единицы:
Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
Названия предметов быта, реалий, связанные с крестьянским трудом:
Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт.
Присошечек – лопатка для отворота земли.
О′бжи – оглобли сохи.
Сошка– соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи.
Рогачик– рукоятка сохи.
Названия реалий Древней Руси:
Дружинушка – войско князя.
Получка – дань. Дань – подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.
В былине представлены разные виды архаизмов.
Это фонетические архаизмы:
Оболока – облака
Хоробрая – храбрая
Лексические архаизмы:
Ора′тай – пахарь
О′рет– пашет
Сляга′– жердь, тонкое бревно
Булатные ( омешики) – стальные
Соловая– вид лошади (со светлым хвостом и гривой)
Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровный
Нарекать – называть
( Шилом) пяты – каблуки тонкие, как шило ( сущ. пята и пятка –родственные)
Словообразовательные архаизмы:
Похоте′лося – захотелось
Растеть-матереть – расти
Чистыим полям – по чистым полям
Синии моря – синие моря
Тёмныи леса – тёмные леса
Доехати – доехать
Повывернути – вывернуть
Повытряхнути – вытряхнуть
До пабедья – до полудня, до обеда
Могучиих – могучих
Крестьяновати – быть крестьянином, заниматься земледелием
Конь оставается – конь отстаёт
Похваливати – хвалить
Это автобиографическая повесть в которой Распутин рассказывает о своём послевоенном голодном детстве .
У героя повести - был талант к учёбе и огромное желание учиться .Мать отправила сына в город в школу из деревни .Мальчику пришлось несладко .Из дома присылали картошку .Он варил понемногу и так выживал ,но в деревню не возвращался .Картошка быстро кончилась ( её подворовывал сын родственников ,у которых мальчик жил) .Мальчик находил разные способы выжить .Например , ловко играл в ПРИСТЕНОЧЕК.Но его побили и изгнали ( а ведь он на выигранные деньги покупал стакан молока ,тем и жил ) Неизвестно ,чем бы закончилась жизнь будущего писателя,.не приди ему на помощь учительница французского -Лидия Михайловна.Настоящий педагог ,внимательный человек ,она разглядела не только талант ребёнка ,но и трагическое его голодание .Она по- разному пыталась помочь ему (даже прислала на школу посылку с макаронами ,якобы от матери ) Мальчик отказался ,не поверив :был очень гордым .Тогда Л.М. стала играть с ним в пристеночек ,в этой игре он был асс,обыгрывал учительницу и честно брал деньги .Однажды в комнату вошёл директор и ужаснулся тому ,что увидел .Л.М. была изгнана из школы .Она пожертвовала своей репутацией ,не видя другого способа помочь мальчику выжить .Свою книгу Распутин посвятил
Анастасии Прокопьевне Копыловой,предпослав книге такие слова :
"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после."
А мы понимаем ,что помимо уроков французского учительница преподала всем нам УРОКИ ДОБРА И НРАВСТВЕННОСТИ .
Дорогая Лиза, пишу тебе это письмо, чтобы попытаться тебя утешить, постараться помочь тебе избавиться от той боли, которую тебе причинил Эраст. Я чувствую все твои страдания, слезы, но нельзя так убиваться из-за любви. Любовь может ранить очень сильно, но нельзя заканчивать жизнь из-за нее. Ведь ты могла встретить в своей жизни такого человека, который бы тебя вновь осчастливил, и твоя жизнь снова бы наполнилась яркими красками. Ведь, прыгнув с обрыва в реку и умерев, ты причинила боль не только себе и Эрасту, но и своей больной матери, которая теперь осталась одна, лишенная всего. Жизнь дана нам только один раз. В ней будет еще много сложных моментов, которые могут также нас ранить, но ведь в ней есть намного больше хорошего. Тебе нужно было прислушаться к словам матери, она ведь прожила долгую жизнь и знает многое о людях, об их поступках. Эраст, конечно, виноват в твоей смерти, но не нужно было из-за его жестокого поступка обрывать себе жизнь, ты могла бы вновь стать счастливой, обретя новую любовь, забыв всю боль, все пролитые слезы в твоем прошлом.
Пятый подвиг Геракла заключался в том, чтобы за один день очистить от навоза конюшни царя Авгия, сына бога Ге-лиоса. Авгий владел бесчисленными стадами, подаренными ему отцом, но десятую их часть должен был отдать Гераклу в качестве платы. Однако после того, как Геракл исполнил свое обещание, Авгий отказался от своей клятвы, пеняя герою на то, что он действовал по приказу Эврисфея. Это вызвало войну, в которой Геракл в конечном итоге вышел победителем. Греческий Гелиос - это хорошо известный нам бог солнца Бел, покровитель пеласгов. Убив Авгия, Геракл стал хозяином священных быков Гелиоса и, позволим себе предположить, объявил себя царем-солнцем.
Шестым подвигом было изгнание стимфалийских птиц с бронзовыми клювами, когтями и крыльями, поедавшими людей и считавшимися священными птицами Ареса. Получив от Афины изготовленные Гефестом медные трещотки, Геракл шумом спугнул птиц, а потом перебил их. В очередной раз наш герой ущемляет интересы бога-пришельца. Недаром в этом ему помогают свои, истинно греческие божества - Афина и Гефест.
<span>Свой седьмой подвиг Геракл совершил на Крите. Царь Эв-рисфей приказал ему поймать Критского быка. Царь острова Минос предложил герою любую помощь, которая только была в его власти, но Геракл предпочел изловить его в одиночку. Это был тот самый бык, от которого Пасифая родила Минотавра. Поэтому его можно рассматривать в качестве подлинного хозяина Критского Лабиринта. Традиция строительства лабиринтов очень древняя (III - II тыс. до н.э.). Зародилась она на севере и на Крите появилась вместе с арийскими переселенцами (пеласгами). Лабиринт порождает целый комплекс самых разных ассоциаций - это и вход в царство мертвых (мир предков), который сторожит свернувшаяся спиралью змея (Эхидна!), и символическое изображение женского лона (лабиринты еще называют вавилонами - бабьи-лонами!), которое живет в ожидании сакрального мгновения соединения с восходящим солнцем, символизирующим в данном случае мужское начало. Изначально Лабиринт мыслился как святилище Великой Богини, в центре его спирали располагался алтарь, на котором приносились жертвы Богине. Пасифая как дочь Гелиоса олицетворяет Великую Богиню, которая издревле почиталась в качестве хозяйки Лабиринта. В патриархальные времена верховная власть над Лабиринтом перешла к мужскому божеству, связывавшемуся по-прежнему с солнцем. Этим-то и объясняется, что Критский бык изрыгает пламя (солнечный свет). Поимка быка символически отражает установление Гераклом контроля над Критским Лабиринтом. К нему же переходит и роль царя-солнца, супруга хозяйки Лабиринта.</span>