Фенек (NB)
Знаток (362)
13
Изображение русского национального характера в произведении Н. С. Лескова “Левша”
Рассказ “Левша” полон народного духа, любви и близости автора к простому люду. Н. С. Лесков увидел в русском национальном характере то, что оставалось скрытым от других писателей, а именно – одухотворенность. Мастера в рассказе, в том числе и Левша, трудятся, делая ювелирную работу на заказ (подковать механическую английскую блоху очень маленького размера) .
Делают они это не из выгоды. Им просто интересно, для них – это способ самовыражения. Они день и ночь сидят в избе, забыв о еде и отдыхе. Центральным образом в рассказе является Левша. В нем есть телесная сила, помогающая выжить в суровой жизни. Он – не богатырь, скорее наоборот – тщедушен. Но, изможденный поездкой в Англию (по приглашению) и безразличным отношением на Родине после возвращения, больной, умирающий, выполняет свой долг перед государством и русским народом: сообщает выведанную им тайну о том, как чистят ружья в Англии. Хотя иностранцы предлагали ему остаться, ведь его талант незаменим. А это – уже душевная сила, высокая нравственность. В этом образе показано и бесконечное терпение русского человека. Он – гений, а грудь – впалая. Его дерут за волосы стражи порядка – и ни слова возмущения или протеста с его стороны. Левша – патриот. В Англии его угощают изысканными блюдами. Но он скептически относится к ним. Лучше простой, грубой пищи да кваса для него нет ничего. И утонченные английские невесты его не устраивают. Лучше русских – нет. Левша отказывается от райской жизни в Англии, спешит в Россию, как оказывается, на гибель. В этом рассказе есть и другие герои-носители русского характера – это атаман Платов. Он уже немолодой вояка, но мужественный в боях человек. Хотя и врага не боится, но на дворцовом паркете перед царем теряет гордость бесстрашного воина. Таков у Толстого капитан Тушин. Храбрый, инициативный в бою, он теряется перед наглым начальником: не умеет защитить себя. Беда России, в отличие от зарубежья, заключается в том, что все замечательные качества людей, их способности – не ценятся. Так было в то время, к сожалению, так осталось и теперь. Лесков особенно ценил финал рассказа, где умирающий Левша просит сообщить государю то ценное, что он увидел в Англии. Но военный министр скрыл завещание умирающего, и от этого в Крымской войне большой конфуз вышел. Автор издевается над тупостью, жестокостью, непросвещенностью николаевского режима, который не ценит простого талантливого человека, съедает его, терпеливого и безропотного.
1. «Чацкий — победитель или побежденный?» (по комедии A.C. Грибоедова «Горе от ума»).
2.Проблема чести и долга в повести A.C. Пушкина «Капитанская дочка».
3. «И жить торопится, и чувствовать спешит»: эволюция героя в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин».
4. Романтический геройпоэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
5. «История души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
6. Современное прочтение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
7. «Чичиковщина» в поэмеН.В. Гоголя «Мертвые души».
8. Онегин и Печорин в оценке В.Г. Белинского.
9. Нигилизм и философия Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
10. «Я лиру посвятил, народу своему»: темапоэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
11. Преступление Раскольникова и его трагедия (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).
12. Трагедия Катерины и проблема долга в драмеА.Н. Островского «Гроза».
13. «После бала» Л.Н.Толстого: развенчание лицемерия и ханжества светского общества и выбор пути героя.
14. История и личность в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».15. Прошлое, настоящее и будущее в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
16. Тема любви в прозе А.И. Куприна (на примере одного произведения).
17. Судьба русского дворянства в творчестве И. Бунина.18. Тема России в поэзии Марины Цветаевой.
19. Человек и время в поэзии В. Маяковского.
20. Поэтический мир Б. Пастернака.
21. Философия Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер иМаргарита».
22. Рассказ о творчестве одного из поэтов Серебряного века.
23. Героика гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова.
24. Изображение войны и народного характера в поэме А.Т. Твардовского«Василий Теркин».
25. Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения).
26. Изображение любви и войны в произведениях В. Астафьева.
<span>27. Трагедия... </span>[продолжает]
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался Басня Крылова
<span>ларчик</span>