^ - повышение голоса
v - понижение голоса
' - ударение логическое
// - пауза
В блеске огн`ей, // за зеркальными ст`еклами,// ^<span>
П`ышно цветут дорогие цветы, v //
Нежны и сладки их тонкие з`апахи, v
v Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в тепл`ицах // заб`отливо, //
Их привезли из-за синих морей; ^
Их не пугают мет`ели холодные,v
Бурные грозы v // и свежесть ночей... v
Есть на полях моей родины скр`омные // ^
^ С`естры // и бр`атья заморских цветов: v
^ Их возрастила весна благов`онная v
В з`елени майской// лес`ов и лугов. v
^В`идят они не тепл`ицы зеркальные, v
А небосклона прост`ор голубой, ^
Видят они не огн`и, ^// а та`инственный//^
Вечных созвездий уз`ор золотой. v
Веет от них красотою стыдл`ивою, ^
Сердцу и взору родн`ые они // v
И говорят// про давно позабытые//
Светлые дни. v
________________
Надеюсь понятно получилось</span>
Отношения фельдшера к работе. Попытки обоих героев показать себя сведущими интеллигентными людьми. Их речь
«Утес» - последнее "прости " Лермонтова читателям, написанное незадолго до гибели в 1841 году.
Перед нами - описание природы ( пейзаж), в котором есть глубокий смысл.
Тема – одиночество личности в живом мире. Прием - олицетворение ( приписывание свойств человека неодушевленным предметам. Фразы разорваны по строфам. Выделяются слова ОДИНОКО и ПУСТЫНЯ. Сие подчеркивает основную мысль лирической миниатюры.
Страдания человека описываются через образ утеса и тучки . Они не похожи друг на друга. Тучка - женского рода, утес - мужского, тучка ИГРАЕТ , а у утеса - капают слезы ( антитеза).
Олицетворения также контрастируют ( противоположны ) : туча мчится, а утес стоит, думает, переживает. Тучка весела , беззаботна, утес - серьезен, непоколебим. Они психологически разные типы.
Даже строфы передают разное настроения : поэт наблюдает с хорошим настроением за тучкой, а вот утес для него - место для раздумий.
Некоторые ученые считают, что в " Утесе " говорится о различии в восприятии мира мужчины и женщины ( мужчина - серьезный немолодой человек, женщина - легкокрылая красавица, которая оставляет в его душе лишь грусть).
Иные исследователи думат , что стих о противостоянии высокого духовного и приземленного материального и о вечном поиске гармонии между ними. Туча - странница - это невесомое, стихийное начало, абсолютно бестелесное, а потому страдающее.. Утес же - уверен в себе, крепко уцепился за землю и помогает эфирному существу обрести уголок. Счастье же обретается в единстве...
Стихотворный размер - хорей ( пятистопный). , стопа двусложная, ударение в ней на 1 слоге, рифмовка опоясывающая.
Художественные средства на первом месте - олицетворения : утес плачет, задумался, стоит ( как человек), тучка ночевала и умчалась ( как живая), эпитеты ( красочные постоянные прилагательные ) - тучка ЗОЛОТАЯ, утес СТАРЫЙ, метафоры - утес -ВЕЛИКАН, по лазури), аллитерация ( " р, л, в "), перифраз - слеза - влажный след, "плавный, тягучий " ассонанс ( чередование о- а).
Миниатюра - о душе лирика. Она зовет к гармонии, учит жить спокойно, ровно, раскрывая перед миром лучшие свои человеческие качества.
Радостный период детства»
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».
«Бурная жизнь юношеского периода»
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
«Война и свобода»
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.;