Длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.
Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».
Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее». Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!
Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.
Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.
Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых ее тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.
В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.
Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств.
О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение - иногда одной-единственной ноты - может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя.
Содержание романса должно быть лирическим, любовным, в отличие от обычной песни, которая может быть героической, патриотической и т.д. Вряд ли песни на "Стихи о советском паспорте" Маяковского, или "Уронили мишку на пол,,," Барто можно было бы считать романсами :)
Когда в странах западной Европы происходило развитие академической музыки, Норвегия значительно отставала, поскольку была зависима от Дании. И только в конце XVIII века семья органистов и композиторов по фамилии Линнемановы положили начало в развитии норвежской академической музыки. Национальная музыка создавалась благодаря таким талантливым людям как:
· Хальфдан Хьерульф – композитор и дирижёр, который создал норвежский роман.
· Уле Булль – виртуозный скрипач и композитор.
· Рикард Нурдрок – композитор, что является автором песни Норвежского гимна.
· Эдвард Григ – великий композитор, дирижёр, музыкальный деятель, который создал множество народных песен и танцев.
· Кристиан Синдинг – это ещё один великий композитор после Эдварда Грига.
· Ф. Вален – композитор, применяющий в технике музыкальной композиции двенадцать тонов, которые гармонично сочетаются между собой.
Ах, Россия, ты Россия, Да родная сторона! Пусть хранит тебя вся сила! Будь свободна и сильна! Не влекут другие страны, Ни к чему мне край чужой. Краше русские поляны И пшеница за межой. И как будто, всё отлично: Всходит солнце на заре, Воздух тёплый, земляничный, Дремлет речка в серебре. Только многое тревожит: Хоть и чисты облака, Что обидеть тебя может, Чья - то жадная рука.