Стародум - центральный персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец Стародума, служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». Стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души - зверь», - говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке.
Покинув военную службу, Стародум оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < ...> принес домой неповрежденной мою душу, мою честь». Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. Стародум добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина - это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека.
Государству, если исходить из сюжета «Недоросля», люди, подобные Стародуму, не нужны, оно отличает лишь «случайных», т.е. попавших в случай «любимцев». Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя - все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества Стародум отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно».
Рассуждения Стародума об истинных ценностях жизни написаны Фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время русское дворянство, получившее права вольности. Мысль В.О. Ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ Простаковых», обнажает драматизм ситуации, изображенной Фонвизиным.
<span>Пьеса «Недоросль» в первый раз была поставлена в театре на Царицыном лугу в бенефис И.А. Дмитревского, сыгравшего в спектакле роль Стародума </span>
Книга-наші постійні супутники.Вони є найкращими порадниками в усіх життєвих ситуаціях і для школяра,і для зрілої,досвідченої людини.Нкдарма в народі кажуть:книга вчить;хто багато читає,той багато знає.
Скільки книг треба прочитати,щоб бути досвідченним ,розумним,мудрим,щоб пізнати світ?Цього ніхто не знає.Читати потрібно все життя.Вік живи ,вік учись.Читають книги навчаючись,здобуваючи знання,читають і під час відпочинку.
«Сказки» — одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свирепой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны действительности, к которым сатирик был непримирим. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - одна из самых ярких и запоминающихся сказок Щедрина. В ее центре - два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петербурге, генералы не знали никаких трудностей. Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сформировала у них только одно умение - поизносить-«Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной. Очнувшись однажды утром посреди острова, они испытали настоящий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее.
Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин активно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утром к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает животные инстинкты: один откусывает у другого орден и немедленно проглатывает его. Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомости ». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет помогает сатирику показать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощными, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!». По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслуживать их генеральскую надобность.
Однако автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за покорность, за способность забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генералам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое. Он большой умелец: «Может и огонь добыть, и приготовить пищу, умеет выжить на необитаемом острове». Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчеркивая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сварить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужичиной» . Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салтыков — Щедрин не может согласиться. Мужик демонстрирует невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, холопскую преданность. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнуша-лися», — пишет автор.
Генералы неблагодарны: их спаситель за все получает рюмку водки и пятак серебра. Но самое печальное, что большего он и не требует. С сарказмом говорит автор о генеральском вознаграждении: «Однако и об мужике не забыли...»
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показал не просто отношения отдельно взятых генералов и мужика — он в аллегоричной форме обрисовал отношения власти и народа в России. Сатирик противопоставил господствующую верхушку общества бесправным народным массам.
Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями. Восхищает мастерство сатирика, с которым он сумел подойти к самым сложным, острым проблемам своего времени и которые показал в миниатюрных картинах.
Тема, сюжет эпизода (сцены) 2. Какие мысли раскрываются в этом эпизоде и какими художественными средствами это достигается? 3. каково значение эпизода для всего произведения. 4. какое впечатление произвёл на вас, какие мысли и чувства вызвал?
1. Автор - Иосиф Бродский, известный поет
2.Тема - любовная/интимная
Идея - философия любви
Основная мысль - показать любовь в разлуке
3. Сюжет - образы чувств
4. Рифма - абаб (перекрестная)
5. Художественные средства - тропы, обороты, эпитеты, аллегории
6. Образ лирического героя или автора - "путник во тьме"
Т.е. трактовать можно, как человек, который движется с помощью чувств, без финальной точки
7. Ваше личное отношение к стихотворению - стихотворение очень понравилось. Хорошо и чувственно прописаны эмоции, которые автор передает таким интересным путем.