Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя . Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы. "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород" и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением читателей. Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести " Шинель ". Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию. " Шинель " занимает особое место в цикле петербургских повестей . Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал "колоссальным". У Гоголя Башмачкин "был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться". Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим "канцелярские насмешки" своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы. Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека - представителя бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все "значительные лица". Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью "значительных лиц" вызывали в читателе не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение. В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя . Человек и античеловеческие условия его общественного бытия-вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя , "неожиданно принимает фантастическое окончание". Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели , "не разбирая чина и звания". Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.
Зачин: «Когда правитель Александр Павлович закончил венский совет, то он возжелал по Европе проездиться и в различных государствах чудес посмотреть».
Концовка: «А доведи он левшины слова в своё время до сударя, — в Крыму на войне с неприятелем совершенно бы другой оборот был».
В сказе встречаются повторы. Пару раз британцы пробуют уверить Александра в том, что они самые качественные мастера, а Платов это удивление разрушает. Когда Платов привозит блоху Николаю I, правитель пару раз пробует найти работу туляков, пока не отправляет за левшой.
Есть в сказе повторения слов, как в притчах. Платов гласит: «...я пью-ем что желаю и всем доволен...» В рассказе о разговоре Платова с туляками говорится: «Так и Платов разумом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять...» В главе десятой: «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил — никак не мог ухватить...» О левше: «Но вдруг начал неспокойно скучать. Затосковал и затосковал...»
Зачин, повторы, диалоги и концовка делают впечатление сказочности повествования.
Лишены сказочных частей рассказ о том, куда прогуливались три мастера молиться богу перед работой (главы шестая, седьмая), и вывод из всей этой истории, изготовленный Лесковым в главе двадцатой
1.В каком городе происходят описанные Н.В.Гоголем события?
-Б) Миргород.2. Кто из героев повествования носил «славную бекешу» и смушки?
-А) Иван Иванович.3. Соотнесите описания с героями - Иваном Ивановичем или Иваном Никифоровичем.
Иван Иванович-"Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье", бреет бороду в неделю два раза","Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отворите только окно - так ветви и врываются в комнату","Уже тогда прошло более десяти лет, как он овдовел. Детей у него не было"
Иван Никифорович-" шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением","больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы"," никогда не был женат".
4. Какие качества Ивана Ивановича обличает Н.В.Гоголь в сцене разговора с нищими?
-Б) Цинизм.
5. Какой предмет стал яблоком раздора между друзьями?
-В) Ружьё.
6. Какую плату за желаемый предмет предлагает Иван Иванович Ивану Никифоровичу?
-В) Свинью и два мешка овса.
7. Название какой птицы окончательно рассорило приятелей?
-В) Гусак.
8. Кому принадлежат слова: «Ты, Иван Никифорович, не мирись с ним и не проси прощения: он тебя погубить хочет, это таковский человек!»?
-Б) Агафия Федосеевна.
9. Каким образом Иван Иванович повредил гусиный хлев на участке Ивана Никифоровича?
-А) Подпилил столбы, хлев рухнул.
10. Как, по мнению Ивана Ивановича, Иван Никифорович мог отомстить за испорченный хлев?
-А) Поджечь дом.
11. Как Ивану Ивановичу удалось уничтожить в суде прошение Ивана Никифоровича?
-А) Прошение выкрала бурая свинья.
12. Удалось ли примириться друзьям?
-Б) До конца жизни продолжались судебные тяжбы.
13. Содержанием жизни каждого из героев стала
-А) вражда.
14. Каким образом Н.В.Гоголю удаётся создать комический эффект в произведении?
-В) Столкновение реальной сущности героев с их обманчивой внешней формой.
15. «Повесть… » заканчивается фразой «Скучно на этом свете, господа!» Какой смысл, на ваш взгляд вкладывает Н.В.Гоголь в эти слова?
-В) В мире не хватает духовности, люди слишком часто обращают внимание на мелочные обиды.
Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг; стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».
Он романтик, война глазами Пети – лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Разве романтик может с этим согласиться ? И все же, приказ для военного – закон.
Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». И это чувство искреннее. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножик, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и самостоятельный. И вместе с тем в этом эпизоде он по-детски наивен, хотя и стесняется этого.
Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково ? Куда его дели ? Покормили его ? Не обидели ли ?» – внутренний монолог показывает доброжелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту.
Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Возможно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов пожалел врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику». Автор иронизирует над своим героем. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям.
Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через внутренний размышления Пети читатель видит, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало, и насколько огромной была его любовь к людям. Большое место в этом эпизоде занимает диалог. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя. Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окружении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется. Петя пытается казаться взрослее своих лет, и когда это у него не получается, краснеет. Окружающие должны принимать его таким, каким Петю воспитали в семье: робким, доверчивым, стеснительным, добрым, романтичным. В этой непосредственности его очарование, за это бойцы любят Петю, хотя иногда в душе и посмеиваются над его поступками.
Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбит любой читатель за его душевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. Это свойственно не только ему, но и всем Ростовым. Вспомним судьбы Наташи, Николая. Они такие же открытые, чуткие, милые, способные к состраданию люди, как и их младший брат. Родители смогли воспитать в своих детях лучшие качества, именно это и ценит Толстой в семье Ростовых. И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте – совершить подвиг, в дальнейшем погибает. И читателю очень больно, читая об этом. Я думаю, что из Пети бы вырос благородный офицер и прекрасный человек.
В семьях нередки случаи, когда родители и их жизнята недовольны друг другом. Как достичь взаимопонимания между взрослыми и детьми?
Интересы детей и взрослых во многом не совпадают. Дети хотят играть, бегать, шуметь, кушать конфеты и поменьше трудиться. Взрослые хотят, чтобы дети учились, ели манную кашу, были дисциплинированными и внимательными.
Когда возникает проблема: вам нужно добиться, чтобы ребенок что-то сделал, а он не хочет, попробуйте сделать шаги навстречу:Попробуйте сделать так, чтобы ребенок сам захотел это сделать: не потому что это само по себе что-то приятное, а потому что ему приятно вам помочь, приятно, что вы его за это похвалите.
* Даже если дети сопротивляются вашим усилиям, подчеркивайте, что вы живете общей жизнью и у вас общие интересу: постоянно говорите про свою семью "мы", "нас", "наши" - не противопоставляйте себя ребенку ни на деле, ни на словах.
* Не будьте для ребенка только воспитателем: иногда мама может стать и товарищем в игре - это важно именно для воспитания.
* Пользуйтесь любой возможностью, чтобы сделать что-то вместе с жизненком: хотя бы пропылесосить в квартире или помыть посуду, пусть даже роль ребенка сведется к тому, что он будет возить за вами пылесос и подавать тарелки. Важен не его реальный вклад, а то, что он почувствует, как это здорово - что-то делать вместе.
* Прививку против эгоизма и недоверия к людям нужно сделать как можно раньше: чем раньше, тем лучше - хотя и потом не забывать об этом. Именно когда малыш знакомится с нашим миром, в котором он пока еще гость, нужно убедить его, что люди помогают друг другу, дружат, что хорошо быть вместе, что-то делать друг для друга. Тот, кто это понял в детстве, уже не станет ни плохим, ни несчастным.