«Преступление и наказание» - одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. Как отмечал Фёдор Михайлович, его новый роман – это «психологический отчет одного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников - не просто убийца. Это «идеологическое» преступление, где преступник – мыслитель и философ. Мир Достоевского противоречив, «за» и «против» находятся в постоянной борьбе - и в душах героев, и в отношении к ним автора.
Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобально ставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.
Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.
Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.
<span> У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварями дрожащими». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой.
</span>Теория, основу которой Родион подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что странная мысль «наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок».
1) Мне это не нужно. Я могу делать вид, что я ем или сплю. А больше всего я не люблю пить воду — она потом булькает!
2) — Всё-таки зря вы сделали его мальчишкой.
— А вы что, хотели бы, чтобы я общался с каким-то ящиком?
3) — Электроник — гениальное изобретение. Но только что вы теперь будете с ним делать?
— Ума не приложу...
4) Понимаешь, всё очень просто: хочешь быть человеком — будь им!
5)— Ну ладно. Я тебе всё расскажу. Ну в общем, мы встретились на помойке... ой, на этой... на свалке.
И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях
настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией
человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя,
его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и
непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с
вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви,
которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и
существование без нее — две враждебные жизни, и если погибает любовь, то
та, другая жизнь, уже не нужна. Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что
она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе
муки, горе, разочарование, смерть. "Неужели вы еще не знаете, что любовь
и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную
катастрофу, — я был близок "к самоубийству". Историю трагичной любви
поведал Бунин в рассказе "Солнечный удар". Случайное знакомство на
пароходе. Обычное "дорожное приключение", "мимолетная встреча". Но чем
же закончилось для героев все это случайное и мимолетное? "На меня точно
затмение нашло... Или, скорее, мы оба получили что-то вроде солнечного
удара", — признается спутница поручика. Проводив ее домой и вернувшись в
гостиницу, герой вдруг почувствовал, как сердце его "сжалось непонятной
нежностью" при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее
навеки, "он почувствовал такую боль и такую ненужность своей дальнейшей
жизни без нее, что его охватил ужас, отчаянье". И снова бунинский мотив
усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом. Сборник
рассказов "Темные аллеи" можно назвать энциклопедией любовных драм.
Писатель создавал его в годы второй мировой войны. Когда книга увидела
свет, читатели были потрясены "вечной драмой любви". Сам Бунин писал о
ней: "Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, — думаю, что
это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни". И хотя во
многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин
утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она
завершается разлукой, страданием. К такому выводу приходят многие
бу-нинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою
любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно,
как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа "Натали". Бунин
поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали
Станкевич. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который
испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой —
"страстное телесное упоение", и то и другое кажется ему любовью. Но
любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро
проходит, а остается настоящая любовь к Натали на всю жизнь. Но автор
завершил союз Мещерского и Натали безвременной гибелью героини. В
рассказах о любви И. А. Бунин утверждает истинные духовные ценности,
красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное
чувство, рисует любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное,
несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но иногда —
горе, страдание, даже гибель.
Порой дети способны сочинить такую басню, что и взрослым впору задуматься над заложенным в ней смыслом. Вот, например, о чем говорят звери, когда собираются вместе? Иногда они начинают спорить о том, кто же из них лучше. Один гордится своей немереной силой, другая способна летать, третий так ловко ловит мышей, что впору позавидовать. Чем же закончился спор, вы узнаете из детской басни под названием «Кто лучше?