Битва закончилась убедительной победой русской армии. Король был ранен и с небольшим отрядом бежал в Турцию. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII перестала существовать. Сам он с Мазепой скрылся на территории Османской империи. Военное могущество Швеции было подорвано и в Северной войне произошел перелом в пользу России.
Вот нашёл вроде бы такое:
<span><span>Он связан с культом Диониса и от мира</span>
<span>В нем все: трагедии, комедии, сатиры.</span>
<span>Что общего у них? Орхестры хор</span>
<span>И танца бурного напор.</span>
<span>Любимец славный Терпсихоры -</span>
<span>Танцор Телест дал напоказ</span>
<span>Всю пластику тех игр, проказ.</span>
<span>Уж мимы спорят на пирах,</span>
<span>Отображая дни в мирах</span>
<span>Тех мифов, кои заключали</span>
<span>Всю жизнь богов, людей венчали.</span>
<span>С тех пор все сценки бытовые</span>
<span>Прозвали мимами впервые.</span>
<span>Им вторил труб, кимвалов, бубнов</span>
<span>Оркестр античный. А средь будней,</span>
<span>Чтоб был уверенным артист,</span>
<span>Аккомпонировал флейтист.</span>
<span>Настал сей миг! Скена с проскенионом</span>
<span>Трепещет вместе с театроном,</span>
<span>Вмещавшим на своих скамьях</span>
<span>Десятки тысяч. В их рядах</span>
<span>Сидели знаменитей "серамид"</span>
<span>Софокл, Эсхил и Еврипид,</span>
<span>Смакуя славы быстротечность</span>
<span>И постигая жизни вечность.</span>
<span>Так, триединою хореей -</span>
<span>Музыкой, танцами и пеньем,-</span>
<span>С поэзией соединившись,</span>
<span>Был порожден театр. И сливши</span>
<span>Все стороны искусства тайно,</span>
<span>Создал сей синтез гениальный</span></span>
Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:
1. Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.
2. За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой близких языков, составляет культурно-исторический тип.
3. Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные традиции по его мнению — это прежде всего религиозные традиции и различал цивилизации: шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в истории человечества существуют около 30 локальных цивилизаций.
4. Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в смысле обозначения а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально-традиционные особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т.д.). Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
<span>В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.</span>