По словам Бунина для написания нового
произведения, нужно было найти «звук», и как только он находился, все остальное
делалось, само собой.
В «литературном искусстве» писатель видит «невероятное
страдание», потому что всегда пытается найти что-то новое, оригинальное,
отличное от других, а это сложно, потому что нельзя выбросить из сознания
когда-то прочитанное, гениально изобретенное до тебя.
<span>К каждому новому изданию своих произведений
Бунин относится критично, он до последнего пытается внести правки, убрать
что-то… Ему не надо было сомневаться, все его произведения – гениальны и неповторимы!</span>
Бульба?
Пять полков под предводительством того самого Потоцкого
настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой
развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится
бой. Оставшиеся в живых козаки пробиваются, но останавливается
старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его
гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу,
прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед
смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались
они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони
по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман
о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними
старого Тараса.
Лучше так, как оно есть, мотива нет. Потому что герои(толстый и тонкий) работают в разных стезях, сферах; но как только тонкий слышит о том, что его друг детства высокопоставленный человек, выше тонкого, конечно, тоже. Он сразу меняется в лице, начинает себя подобострастно вести, проще говоря подлизываться, хочет добиться расположения толстого, хотя этого не требуется и они могли пообщаться, как два старых друга. Это и кажется смешным, страх тонкого перед толстым из-за разных по статусу должностей!
События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.
Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин - скромный русский офицер, «хоть не велик ростом, а удал» . Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины. Жилину противопоставлен контрастный персонаж - товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость. Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен.
Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви. Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег. Жилин — яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие.
Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный — так говорят о выносливом человеке. Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей. Писатель утверждает, что нет «хороших» и «плохих» национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…
Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра. Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события. Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. «Кавказский пленник» - высокохудожественная, подлинно русская повесть.