По воспоминаниям , по фотографиям , по рассказу знакомых , по учебнику
Автор Сельма Лагерлёф,герой мальчик Нильс из сказки Чудесное путешествия.
Пушкин открыл события шестидесятилетней давности, как Колумб открыл Америку. Пугачевский бунт обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной Николаю I, А. С. Пушкин написал: “Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало”.
<span>“Капитанская дочка” - роман, а не историческое исследование. История в “Капитанской дочке” - это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей страны, народа. Как человеку сделать выбор между жизнью и честью, совестью и подлостью? </span>
<span>К роману «Капитанская дочка» в черновиках есть пропущенная глава. В ней постаревший Петр Андреевич Гринев прямо обращается к своему сыну, а может быть, внуку: </span>
<span>«Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.» </span>
<span>Понятно, что такие строки Пушкин не мог сдать в цензурный комитет. Но мы имеем возможность их прочесть и принять завет Гринева как послание великого поэта потомкам, как назидание в собственной жизни. </span>
<span>Трагедия власти – в ее неправедности. «Помазанника Божьего» удерживает в границах мирового порядка сам Господь; тиран и самозванец существуют в непрерывном страхе. Мужик служит барину, но барин его боится. Народ служит власти, но власть – перед ним трепещет. Вся «уваровская триада» – по Пушкину – пронизана террором. Противостоять ему могут только неистребимые ростки человечности, пока и поскольку могут еще подавать сигналы любви каждому человеческому сердцу. </span>
<span>Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия. </span>
<span>В день, когда была завершена «Капитанская дочка»,на встрече с друзьями-лицеистами Пушкин прочитал свое стихотворное послание к ним : « Была пора:наш праздник молодой…» </span>
<span>Припомните, о други, с той поры, </span>
<span>Когда наш круг судьбы соединили, </span>
<span>Чему, чему свидетели мы были! </span>
<span>Игралища таинственной игры, </span>
<span>Металися смущенные народы; </span>
<span>И высились и падали цари; </span>
<span>И кровь людей то Славы, то Свободы, </span>
<span>То Гордости багрила алтари. </span>
<span>Величественная картина европейской и русской истории первой четверти девятнадцатого века,созданная в послании,-своеобразный поэтический «эпилог» к роману о бессмысленном и беспощадном «русском бунте»,который по убеждению Пушкина,не должен повториться в России.</span>
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!» Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказывая нам историю, которая произошла с дедом, дьячок пытается передать нам все подробности, и от этого повествование становится более достоверным. Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дьячок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался найти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга. По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…» Но лучше всего понять характер деда помогает описание поиска клада. Его речь и мысли полны необычных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики!». Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочетаются два мира: реальный и фантастический. Всё фантастическое связано с могилкой, кладом и дьявольской силой. Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев. Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьячка, ведь повествование прерывается его комментариями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным человеком. В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом. Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»