Порядочность — моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм — способность испытывать чувство вины и стыда.
Порядочность — более обобщённое моральное качество, чем честность, доброта, благородство, великодушие, достоинство и другие частные высокоморальные человеческие качества, так как непременно предполагает их сочетание. Порядочность как моральное качество является категорией этики и входит в более широкое этическое понятие Добра.
* Антонимичные понятия — подлость, низость.
* Синонимичные понятия — приличие, пристойность.
История развития понятия
В русских переводах Платона как порядочность передан термин κοσμιοτης, родственный слову космос. Согласно диалогу «Горгий» , достоинство каждой вещи, в том числе души - слаженность и упорядоченность, именно такова умеренная и воздержная душа. Сократ в диалоге говорит:
Мудрецы учат, Калликл, что небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержность и высшая справедливость; по этой причине они и зовут нашу Вселенную "космосом", а не "беспорядком", друг мой, и не "бесчинством" [1]
Согласно «Определениям» платонической школы, порядочность — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера» [2]. Порядочный человек — абсолютно честный; тот, кто обладает собственной добродетелью. [источник? ]
В переводах этических сочинений Аристотеля как "порядочность" иногда [3] передается термин эпиэйкейя (который чаще переводится как доброта) . Порядочный (эпиэйкес) человек по своей воле никогда не сделает дурного. Он избирает в своем поведении то, что законодатель определил в общем плане, но не смог детализировать для каждого отдельного случая.
Словарь Ушакова определяет порядочность как честность, неспособность к низким поступкам.
Словарь Ожегова определяет порядочность как честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.
<span>Понятие Порядочность является социально-обусловленным, и потому несёт на себе отпечаток общественного отношения к конкретным поступкам человека не со стороны абстрактного человечества, а с точки зрения общественной морали конкретных социальных групп (классов, каст)</span>
О полезности и вредности денег во все времена велись споры и диспуты.Вообще дньги возникли в качестве универсального средства обмена,то есть на деньги мы можем купить любой товар,следовательно,деньги ликвидны.Значит,с точки зрения функциональности деньги очень полезны.
С точки зрения морали,то обладание деньгами даёт нам власть,которая порит человека как человека.Для кого-то деньги становятся целью и человек становится машиной зарабатывания денег-то есть человек теряет истинный смысл денег.Деньги-это объект зависти и преступлений.Большинство краж,ограблений,убийств,похищений и т.п. происходят именно из-за денег.Универсальное средство обмена становится двигателем нечестных помыслов,ведь много случаев,когда,имея деньги,человек обладает огромным влиянием,властью,авторитетом именно из-за денег,а не каких-то других более честных достижений.В наше время фраза:"Деньги решают всё" становится всё более и более првдоподобной и злободневной.
Таким образом,с точки зрения общечеловеческих ценностей можно сказать,что деньги вполне являются злом.