<span>Творчество Блока в литературоведческих кругах принято делить на три фазы (по трем прижизненным томам собраний сочинений). К тому же, у Блока есть одна характерная черта, не свойственная многим другим поэтам - он постоянно растет и эволюционирует. В первом томе преобладает монотема - служение Прекрасной Даме, присущей многим произведениям символизма. Прекрасная Дама или София - символ преображения человечества, преодоления мелочной суетности жизни и воплощение великого в человеке - “богочеловечества”. Здесь ощущается ожидание какого-то свершения, каких-то перемен, словно молодой Блок ждет своего часа, но в то же время чувствуется и некоторая разочарованность в жизни. Тому присущ романтическое отвлеченно-созерцательное настроение.Во втором томе Блок собрал стихи, написанные 1904-1908 гг. Здесь символизм стремится к синтезу с реализмом, он более динамичен, более социально приближен, появляются сюжетность стихов, разнообразие тем, событийность и более зрелая философия. Здесь много внимания уделяется мотивам блудного города, порочных людей. Осмысляется тема Родины, со сложным отношением автора к ней. Во втором томе также помещены циклы, посвященные дурману страсти, всепоглощающей любви к женщине. <span>В заключительном третем томе ярче проявляется синтетическое восприятие мира, двоемирие, дисгармония внутренняя; и внешняя, - в имеющейся действительности. Лирический герой ощущает себя грешником, изменником, опустошенным и растратившим все высокое в себе. Тут же и кстати есть цикл, посвященный осмыслению роли и задач искусства, которая истинна только тогда, когда отражает стихию народа. </span></span>
Поучение- жанр , в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого человека: для князя и простолюдина
Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.
<span>Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути. </span>
<span>Пугачев в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку) . Но "огненные глаза", притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. </span>
<span>В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после) . Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: "Казнить так казнить, миловать так миловать", отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. </span>
<span>Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей часто "работает на публику", как бы играя роль царя, как е Представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. </span>
<span>Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о "подлинном царе", о царе, спасшемся от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.</span>
Долгие годы находясь в монастыре, взрослея там, Мцыри никогда не испытывал состояния влюбленности. Он не общался с девушками, потому что монахи ведут обособленный, аскетический образ жизни, дают обряд безбрачия. Лермонтов вводит в повествование эпизод с молодой грузинкой, чтобы передать то состояние юноши, который впервые увидел красивую девушку. Целая гама чувств, ранее не испытанных, охватила его. Чтобы показать, чего будет лишен Мцыри, если примет монашеский сан. За три дня он прочувствовал многое, в том числе и влюбленность.