Если кратко: накануне Рождества у маленького мальчика умерла мама. Тот сел под наряженную елку на площади и тихо замерзал, холодный и голодный. И ни один человек накануне святого праздника не помог бедняге; они просто проходили мимо, не замечал его. Мальчик умер.
В плаче Дуни на могиле отца — глубокая, сильная и искренняя жалость к отцу и, конечно, понимание того, что не могла повлиять на душу и сердце его, дать ему немного «разумности» , терпения и надежды; понимание того, что так или иначе оказалась причиной гибели отца.
Это сострадание есть чувство, выражающее позицию и рассказчика, и автора, и читателя. Но автор со своей героиней выходит и на другой, высший уровень понимания, к глубокой печали за смотрителя («Царство ему Небесное» — скажет о нем мальчик) , погибшего из-за «довольного самолюбия» , родительского эгоизма и отчасти гордыни, не смирившегося с потерей дочки как своего достояния, не поверившего в возможность для нее иной жизни, иного счастья. Все-таки главная причина беды у Пушкина заключается не в устройстве мира, не во всесилии судьбы, а в самом человеке. Самсон Вырин погибает от своего «несчастья» и «горя» , подобно тому как сами жители села виноваты в том, что у них такое заброшенное кладбище: «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища» .
Соединение Дуни и Самсона Вырина в жизни было невозможно и произошло только на могиле отца, после завершения его земного пути. Такое соединение имеет христианскую природу. Только в финале повести эгоистический, казалось бы, поступок Дуни — бегство из родного дома — осмысляется в качестве освященного, ибо мы узнаем о семейном счастье Дуни и о нравственном спасении ее души в плаче-покаянии на могиле отца.
Но автор не судит, не обвиняет «бедного смотрителя» . Автор занимает позицию отца из евангельской притчи, позицию199
высокого и мудрого смирения перед жизнью. Повесть Пушкина пробуждает в читателе искреннее сострадание к слабому, беспомощному, «бедному» , и дает понимание истинной любви и истинной мудрости, благодаря которым возможно разрешение жизненных противоречий и преодоление любых препятствий, разъединяющих людей.
В финале повести звучат две ноты: трагическая, связанная с гибелью смотрителя, и светлая, связанная с образом Дуни («прекрасная.. .добрая.. .славная») .
Гоголь и Мериме наделяют своих главных героев необыкновенной духовной
силой, цельностью, бескомпромиссностью, несокрушимой волей и мужеством.
История чести и предательства в повести “Тарас Бульба” и новелле “Маттео
Фальконе”
Сходство
Мужественные, отважные, уважаемые всеми
люди, закаленные жизненными трудностями, не привыкшие колебаться при
исполнении долга, совершили убийство сыновей.
Для Маттео Фальконе и Тараса Бульбы доброе имя и честь дороже всего, дороже детей.
Фортунатто
поплатился жизнью из – за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к
предательству. Причастен к этому сержант Тальба, подкупивший мальчика,
спровоцировавший его поступок. Тарас Бульба казнил сына, предавшего
Отчизну, веру, казаков.
Исключительная по своей (причине) природе
ситуация сыноубийства выступает как закономерное, естественное
проявление сильных и цельных натур Маттео Ф. и Тараса Б. , всего уклада
корсиканской жизни и жизни запорожцев.
Тот, кто совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей.
Синквейны
Тарас Бульба
Мужественный, волевой, любящий
Сражается, защищает, погибает.
Честь, Родина, мудрость.
Тарас Бульба являет истинное величие.
Маттео Фальконе
Честный, умный, прямой.
Убивает, защищает, хоронит.
Честь, совесть, правосудие.
Маттео Фальконе совершает правосудие.
1 Еще младенцем Геракл победил двух забравшихся к нему в колыбель...
змей
2 Кого Геракл и его спутник ловили в диких горах?
Керинейскую лань
3 К двенадцати подвигам Геракла не относится...
освобождение Прометея