«Борис Годунов» — величайшее произведение классической литературы, созданное Пушкиным в 1825 году. Пушкин с живым интересом относился к истории своего народа, о чем свидетельствуют его произведения, посвященные многочисленным историческим событиям.
В трагедии «Борис Годунов» он описал события 16-17 веков и затронул острые вопросы политики и истории, сопоставил власть и отношение народа к ней. Все образы героев, обозначенных в произведении, предстают перед нами живо и ярко — будь то сам Борис, которого автор описал и с положительной стороны, отметив его умудренность опытом, острый ум любовь к семье, — так и второстепенные персонажи, роль которых не менее важна для сюжета трагедии.
Одним из таких персонажей является летописец Пимен, которого автор описывает с особой трепетностью и любовью. Пушкин в создании этого образа опирался на старые летописи и отчасти на труды Карамзина, и считал, что в образе Пимена собрал все качества, пленившие его в летописях и житиях. Пимена мы видим в его келье в Чудовом монастыре, где он находится вместе с юным Гришкой Отрепьевым. Несмотря на то, что в молодости Пимен предавался веселью и пирам, о чем он сам сообщает Григорию, теперь он стал смиренным монахом, единственная жизненная миссия которого – служить Богу и предаваться молитвам. Такую же судьбу он пророчит и Григорию, но по своей ошибке рассказывает ему то, что ему довелось видеть на своем веку: убийство царя Дмитрия Борисом Годуновым в Угличе.
Во фразах, которыми Пимен описывает это кровавое дело, мы можем наблюдать искренний страх перед Богом – Пимен считает, что если один человек совершил грех, то тень греха ляжет и на весь народ. Он еще не знает, как отразится этот грех на всем государстве, но уже предчувствует что-то плохое. Несмотря на то, что Пимен предстает перед нами тихим, кротким и смиренным старцем, что можно понять из слов описания: «старец поседелый», «спокойно зрит», это спокойствие и равнодушие обманчиво – на самом деле монах очень беспокоится за народ.
Он пишет летопись, в которой собирается правдиво изложить события убийства Дмитрия, и считает, что человек, заступивший на трон без поддержки народа, не сможет стать царем. Голосом Пимена Пушкин отражает отношение всего простого народа к деянию Бориса Годунова и к самодержавию власти в целом.
Стихотворение Ивана Саввича Никитина "Русь" дышит любовью к родине.
<u>Тема </u>:
Описание красоты русских пейзажей и героического прошлого Руси. <u> Главная мысль:</u>
Такой родиной надо гордиться. Эта идея выражена в последних строфах:
<em>Уж и есть за что,</em>
<em>Русь могучая,</em>
<em>Полюбить тебя,</em>
<em>Назвать матерью,</em>
<em>Стать за честь твою</em>
<em>Против недруга,</em>
<em>За тебя в нужде</em>
<em>Сложить голову.</em>
Как хорошо можно дружить и не ругаться
Экспозиция.
С диалога Томского и Нарумова начинается повесть, и это начало - первый знак своеобразия композиции произведения.
Автор сразу дает толчок всей фабуле. Ничто не подготавливает к восприятию сюжета, за исключением двух эпиграфов: одного общего, а другого - относящегося к первой главе. И оказывается, что этого вполне достаточно.
Первый эпиграф, мы знаем о "тайной недоброжелательности" пиковой дамы задолго до того, как в ней убедится Германн.
Второй эпиграф, представляя собой превосходное стихотворение, самый ритм которого способствует усвоению смысла, вводит нас в курс дела, вплоть до погоды за окном игральной комнаты. "Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова" - воспринимается нами как закономерное начало повествования, в курс которого мы уже введены.
Завязка.
Теперь, когда стало явным не только действие, но и место действия, можно перейти к сути. Начинается диалог, занимающий всю первую глав". Это краткие сведения о Германне и подробнейшие - о графине Анне Федотовне и ее замечательной способности.
Во второй главе готовится Пушкиным появление Германна. Сначала Лиза в разговоре с графиней выказывает живой интерес к военным инженерам. Позднее мы узнаем, откуда этот интерес возник (странный молодой человек, в форме военного инженера, регулярно появляется под ее окном) . И наконец, Германн появляется, так сказать, во плоти. Теперь, по мысли Пушкина, впору и рассказать об истинных чувствах и действиях человека, который, как мы помним, выслушав повествование Томского, воскликнул: "Сказка! ".
Развитие действия.
Глава третья посвящена активным действиям Германна, направленным на вызнавание тайны трех карт и приводящим к смерти графини, но не к познанию тайны.
Одна тема - надежда, стремление и крах героя - повторяется в двух интерпретациях: реалистической (до четвертой главы включительно) и фантастической (с главы пятой и до финала) .
Разговор в спальне Томской -кульминация событий, после которой остается ждать только развязки.
Развязка.
Томская умирает. Она возрождается уже в качестве мстительного фантома - Пиковой Дамы.