Впервые мы слышим об Бермане, когда Сью, которая помогает заболевшей подруге, решает позвать старика, чтобы якобы срисовать с него образ бирюка. Как молния в темноте делает видимыми некоторые вещи, так и писатель осветил важнейшую черту Бермана – человечность, способность думать о другом. Невзрачный, обычный человек, у которого больше «минусов», чем «плюсов», способен на высокий нравственный поступок. Чудак, неспособный нарисовать художественный шедевр, способен на шедевр человечности. А.Генри не случайно сравнивает Бермана с Моисеем. Как пророк бродил со своим народом 40 лет по пустыне, так и Берман мечтал создать шедевр – нарисовать бессмертную картину. Рискуя жизнью Берман и Моисей выполнили свою миссию. Библейский пророк привел свой народ в землю обетованную и передал людям 10 заповедей Божьих, которые помогут человеку спастись от греха, а художник нарисовал свой шедевр – последний листок плюща на стене соседнего дома. Тем самым спас Джонсе от смерти. Этому рисунку суждено было стать первым и последним шедевром Бермана, в который он вложил свое большое сердце, что билось в груди художника — неудачника Берман нарисовал не просто листок, это был его шедевр, о котором он мечтал всю жизнь», — читаем в финале новеллы. Добро, которое сделал Берман, это спасенная жизнь молодой девушки, в первую очередь, и осуществление его заветной мечты. Он выполнил свое предназначение на земле – творить добро и прекрасное – и жизнь он прожил не зря. Этот старый неудачник предстает образцом той действенной любви, которая без единого слова бросается на помощь другим. Образ Бермана приобретает подлинного духовного величия. Отрицательные черты Бермана: Типичный неудачник, пьяница,гадкий , старый ворчун, обречен никогда не создать свой шедевр,неопрятный, от него пахнет яліцівкою, уродливая внешность, «пес-охранник», всю жизнь потратил на ожидание Музы. Положительные черты Бермана Милосердие, доброта, отзывчивость, сочувствие и душевность, умение разделить чужую боль, вовремя поддержать в трудную минуту, утешить в горе и беде, гуманный, готовый к самопожертвованию, отзывчивость, сочувственный – лучшие черты людей. Именно таким и был художник – неудачник.
А. С. Пушкину приходилось считаться с цензурой. Название произведения - это попытка завуалировать политическое содержание.
<span>Обсуждая с детьми вопрос, какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских, учитель подведет детей к выводу, что Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его подлому судейскому чиновнику. Просматривая вместе с учителем текст, дети проследят, как поступал и что говорил Шабашкин, когда беседовал с Троекуровым (глава I, глава IV) и когда приехал вместе с другими приказными вводить Троекурова во владение Кистеневкой (глава III). Внимание школьников обращается на его внешность, поведение: если к Троекурову он приближался с бесконечными поклонами и благоговением, то перед кистеневскими крестьянами и Дубровским он «стоял под-бочась и гордо взирал около себя». Когда «толпа двинулась», Шабашкин и другие члены суда «поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь». После же речи молодого Дубровского «Шабашкин тихонько отпер дверь, вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление». </span>
<span>— Почему именно так ведет себя Шабашкин? — опрашивает преподаватель. Учащиеся говорят, что Шабашкин боялся Троекурова. Услужить богатому и знатному человеку было, с точки зрения Шабашкина, выгодно, а Дубровский не мог ничем быть полезным судейскому чиновнику, с ним можно было не считаться. </span>
<span>— Что же можно сказать о Шабашкине, что за человек он был? </span>
<span>В процессе беседы дети приходят к таким выводам: </span>
<span>— Шабашкина можно назвать продажной душой. Хотя он и был помощником судьи, он поступал не по законам и не посправедливости, служил только тем, кого боялся, от кого зависел, кто мог хорошо заплатить за услугу. </span>
<span>— Шабашкин не умеет уважать людей, он не жалеет старого Дубровского. </span>
<span>— Он трус. Храбрится и грубит Владимиру Дубровскому, когда чувствует себя в безопасности, а когда дворовые Дубровского хотели взять всех приказных, Шабашкин сейчас же спрятался и дверь запер. </span>
<span>— Потом он вышел и стал кланяться и благодарить Владимира за то, что тот заступился за них. </span>
Самой большой товарной денежной единицей<span> был так называемый «сорок» </span><span>, т. е. </span>мешок<span>, в который клали 40 шкурок (куницы, </span>соболя<span>). </span>