Картина «Гість із Запорожжя» (1901, вариант – 1916, Национальный художественный музей Украины) является центральной в творчестве художника. На полотне предстает пасечник, бывший запорожец, который летним днем в саду, в тени деревьев, угощает гостя – казака-запорожца. Перед ними на земле расстелена скатерть с угощением. Жена хозяина привела девочку и мальчика, видимо внуков, чтобы показать гостю. Мальчик в белой сорочке и шароварах смутился перед незнакомцем: бывалый вояка внимательно смотрит на него. Наверное, и хозяин и гость задумались в эту минуту о том, что паренек вскоре станет казаком, а значит, защитником Отчизны.
Натурой для картины послужил курень в усадьбе сестер художника, в селе Казачьем. Для облика гостя ему позировал местный крестьянин Степан Кругляк, образ же старика-пасечника был собирательным.
Картина получила одобрение Совета Академии художеств и критики. В 1905 году она экспонировалась на Первой всероссийской художественной выставке во Львове. «Гість із Запорожжя» – одно из лучших произведений украинской исторической живописи на казацкую тему. Это самая удачная работа Ф. С. Красицкого, его единственная завершенная тематическая композиция.
Художник отдавал предпочтение жанровым зарисовкам с простым сюжетом – «Якби ви не пан» (1899), «Біля колодязя» (1900), «На свято» (1902), писал пейзажи родного края – «Село Кирилівка» (1901), «Хутір Хатки на річці Пслі» (1898). Но основное место в его дореволюционном творчестве занимают портреты. В 1903 году Фотий Степанович поселяется в Киеве и создает портреты выдающихся деятелей Украины – М. Старицкого (1893), Леси Украинки (1904), Ивана Франка (1907, 1914) и др. В них он проявляет себя как художник-реалист с импрессионистическим уклоном.
Красицкий создает свою Шевченкиану. Впервые он обращается к образу поэта в 1895 году, продолжает его в портретах 1899-го, 1906-го, в 30-е годы делает эскизы картины «Шевченко в мастерской» , а в 1940-м работает над картиной «Смерть Шевченко» (обе остались незавершенными) . В годы советской власти художник преподает в Киевском художественном институте, продолжает писать портреты, пейзажи, композиции, но ему не удается достичь уровня картины «Гость из Запорожья» и создать что-нибудь значительное, соответствующее его таланту. И в этом драма его творческой судьбы, начавшейся так удачно.
Картину Красицкого «Гость из Запорожья» купил Совет Императорской Академии Художеств в Петербурге за 600 рублей, что было большой честью для ее выпускника. Он получает «диплом с правом на чин Х класса при поступлении на государственную службу и с правом преподавания рисования в учебных заведениях».
Родился в деревне Уса (Усова) в центральной Беларуси [2] , точное местоположение которой до сих пор невыясненных за недостачу документальных источников. Происходил из семьи охотника.Начальное образование получил в кафедральной или церковно-приходской школе. Продолжал обучение в университетах Болоньи , Вильнюса , Кракова .<span>Большую роль в его судьбе сыграл меценат Э. Вителлий - секретарь великокняжеской канцелярии, епископ плотский. В 1518 в составе литовско-польской дипломатической миссии (1518-1522), которую возглавлял плотский епископ Эразм телки, Николай Гусовский попал сначала в Аугсбург (резиденция императора Свяшчэнай Римской империи Максимилиана I), а затем в Рим , ко двору папы Льва X. В Италии окончательно сформировались его творческие индивидуальность и литературное кредо. Выполняя заказ Вителлия для папы Льва Х , который хотел услышать правдивое поэтическое слово про охоту на зубров , Николай Гусовский создал в 1521 в Риме свое лучшее произведение «Саrmеn DЕ stаturа fеrиtаtе ас vеnаtиоnе bиsоntиs» («Песня про фигуру, дикость зубра и охота на него »), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогически-просветительскую программу. В 1523 в Кракове издал в типографии Иеронима Виетэра поэтический сборник « Песня про зубра », состоявший из прозаического посвящения, одноименной поэмы и 11 стихов, написанных преимущественно в римский период. В посвящении, адресованном королеве Боне , поэт просил ее взять на себя государственное опекунство над талантливыми и опытными в науке и искусстве людьми.</span>
Содержание
Действие происходит во времена Киевской Руси.
[править]
Действие 1
Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Женихи на руку Людмилы — витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф, которые окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую Руслану и Людмиле. Народ желает счастья молодым. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.
[править]
Действие 2
Н. Н. Ге. Руслан и Людмила.
Картина 1. И вот Руслан, Фарлаф и Ратмир отправились искать Людмилу. Руслан находит хижину волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора. Финн рассказывает о своей любви к надменной красавице Наине и о том, как он попытался чарами завоевать её любовь к себе. Но он в страхе бежал от своей возлюбленной, которая к тому времени состарилась и стала ведьмой. Любовь Наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюбленным.
Картина 2. Фарлаф также старается напасть на след Людмилы. Его союзница, волшебница Наина, советует ему лишь идти вслед за Русланом, который наверняка найдет Людмилу, и, тогда, Фарлафу останется только убить его и завладеть беззащитной девушкой.
Картина 3. Тем временем Руслан уже далеко. Конь приносит его на заколдованное поле, усеянное мертвыми костями. Огромная голова — жертва Черномора — насмехается над Русланом, и тот наносит ей удар. Появляется волшебный меч, голова умирает, но успевает поведать тайну: только этим мечом можно отсечь бороду Черномора и лишить его колдовской силы.
[править]
Действие 3
Волшебница Наина обещала Фарлафу избавить его от соперников. Её чаровницы заманили к себе Ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями, танцами и своей красотой. Потом его должна убить Наина. Такая же участь ждет и Руслана. Помешать чарам Наины пытается её пленница Горислава, покинувшая свой гарем в поисках Ратмира. Но появляется Финн и освобождает героев. Они все вместе отправляются на север.
[править]
Действие 4
Титульный лист издания поэмы «Руслан и Людмила» .
Во дворце злого Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Но все напрасно! Людмила думает только о своем возлюбленном Руслане.
Но вот наконец Руслан попадает во дворец Черномора. Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Руслан видит, что его невеста спит мёртвым сном, невольная ревность охватывает витязя. Но Ратмир и Горислава успокаивают его. Руслан забирает её и, сопровождаемый друзьями и бывшими рабами Черномора, покидает дворец, устремив свой путь на Киев в надежде там разбудить юную княжну.
[править]
Действие 5
1-я картина: Ночь. По пути в Киев Руслан, Ратмир, Горислава и сопровождающие их освобожденные рабы Черномора остановились на ночлег. Их сон стережет Ратмир. Мысли его обращены к Гориславе, он охвачен воскреснувшей любовью к ней. Вбегают рабы Черномора и сообщают Ратмиру, что Фарлаф, подстрекаемый Наиной, похитил спящую Людмилу, а Руслан исчез во тьме ночной. Появившийся Финн приказывает Ратмиру пуститься вслед за Русланом в Киев и вручает ему волшебный перстень, который разбудит Людмилу ото сна. 2-я картина: В гриднице Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Её принес похитивший её Фарлаф, но разбудить её он не в силах. Слышен шум приближающихся всадников — это Руслан с друзьями. В ужасе трусливый Фарлаф. Руслан подходит к Людмиле и надевает ей на палец волшебный перстень Финна. Людмила пробуждается.