Настоящие писатели – совесть человечества.
Л. Фейербах
Первая треть XX века в России была описана многими советскими писателями. Но лишь несколько авторов решились написать действительную правду, не побоялись преследований со стороны власти.
Одним из таких писателей был Михаил Афанасьевич Булгаков – человек твердых убеждений и непоколебимой порядочности. Учителем своим автор «Мастера и Маргариты» называл Михаила Евграфовича Салтыкова Щедрина. Любимым же его писателем с детства был Николай Васильевич Гоголь. Булгаков писал о Гоголе: «Он придет в первых картинах представления, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий».
В этих словах не только судьба Николая Васильевича Гоголя, но и пророческое предсказание жизни самого Булгакова. Как и Гоголь, писатель ставил человека перед лицом вечности, задавался вопросом о нравственной цели бытия. Извечная борьба добра и зла – постоянная тема произведений писателя. Разочарование в человеческом мире он надеялся победить любовью, добром, справедливостью, честью и творчеством. Любовь и семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами царят во всех произведениях писателя, начиная с «Белой гвардии» и кончая «Мастером и Маргаритой».
Идея служения добру пронизывает еще «Записки юного врача», его первое произведение, связанное с профессиональными интересами в молодости. Однако здесь уже проступал свойственный Булгакову беспощадный взгляд на вещи, драматизм, граничащий с трагедийностью. К «Запискам юного врача» примыкает рассказ «Морфий» о судьбе врача, не выдержавшего однообразия провинциальной жизни. В рассказе явственно звучат автобиографические ноты: «Велика штука, подумаешь, уездный город? Но если кто нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня».
Но как ни близка была Булгакову врачебная практика, социальные катаклизмы тех лет, трагедийные месяцы Киева стали более мощным эмоциональным и сюжетным источником художественных исканий молодого писателя. Известно, что, проехав через всю революционную Россию и попав в тысяча девятьсот восемнадцатом году в родной Киев, писатель пережил многие повороты судьбы и опаснейшие приключения, был мобилизован одной из банд, бежал, спасся чудом. Его впечатления о том периоде жизни отразились в рассказах «Я убил» и «Налет». Но понадобилось несколько лет, чтобы утихла боль воспоминаний и из доставшегося жизненного опыта родился знаменитый роман «Белая гвардия».
«Белая гвардия» – одно из первых произведений в нашей литературе, запечатлевшее глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции, не принявших революции. Оказавшись в белом стане, Алексей Турбин и Мышлаевский переживают духовную трагедию, крах своих жизненных представлений.
В 1925 году первые главы романа «Белая гвардия» вышли в свет, и через некоторое время Московский художественный театр поставил написанную Булгаковым на материале романа «Белая гвардия» пьесу «Дни Турбиных», принесшую и театру, и ее автору как славу, так и множество неприятностей: спектакль то запрещалин, то вновь разрешали.
С этого времени жизнь писателя тесно связана с театром. Им написаны несколько пьес, но ни одна из них не была разрешена к постановке.
Приблизительно в этот же период жизни Булгакова появились повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». В этих повестях ярко проявляется сатирический дар писателя.
Обращает на себя внимание повесть «Роковые яйца». Всего год полтора отделяют «Дьяволиаду» от этой повести, но какой путь проделала мысль писателя сатирика, насколько емкая, прозрачная проза стала выходить из под его пера!
Главный герой повести – профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель красного «луча жизни». Именно с помощью этого луча выводятся на свет чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч – это символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру. Гибель Персикова во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый большевиками эксперимент по распространению «красного луча» на первых порах в России, а потом и во всем мире.
Повесть полна трагической символики крови, огня и смерти.
Каждый из них прав, только никто из них не хочет понять, что и другие правы. У каждого своё предназначение. И каждое дерево будь-то оно плодоносящее или нет, листопадное или хвойное несёт свою пользу. Поэтому невозможно сказать, что одно дерево приносит больше или меньше пользы, чем другое.
1. Образовательная: ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»; показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; раскрыть образы святых Петра и Февронии; помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека. 2. Развивающая: формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать; развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь; совершенствовать навыки характеристики героев. 3. Воспитательная: воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку; посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся. Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный. Оборудование урока:
Компьютерная презентация к уроку. Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон). Аудиозапись церковного песнопения. Ход урока Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий! Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы - Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых. Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи. -Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных? (Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия). -Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей. -Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.) -Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.
Рассказ Е. И. Носова "как патефон петуха от смерти спас" <span>учит читателя храбрости, доброте, доблести, самоуверенности, человеческой чуткости, милосердии.</span>