<span>В «Повестях…» дан взгляд на жизнь со стороны идеала, постижимого верой. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом. И дело все в поведении людей. Обладая свободой выбора, человек предпочитает низшее, материальное, низменное, сочтя его за лучшее и высшее. Так происходит разрушение гармонии духа. Человек может, если захочет вернуть себе божественное достоинство. Но это нелегко и нескоро возможно.</span>
{Заколдованное место} входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.
<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Остапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика неведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.
Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».
Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, закрытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответствуют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом. Материал с сайта http://iEssay.ru
«Заколдованное место» уникально фольклорными особенностями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, наивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизненных красок, искрятся задорным народным юмором.
Повествование ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним, когда он и его друзья выпасал молодых телят. Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором располагалось 4 яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил им это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся птенчики. Мальчику стало стыдно- он начал сравнивать капалуху с собственной матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя прервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, вернулась к собственным птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями. Автор заканчивает рассказ собственными размышлениями, о том что через несколько дней мир увидят маленькие птенчики, которые своим пением будут преображать несравненную природу тайги.