Недавно я прочитал новеллу выдающегося французского писателя Проспера Мериме "Маттео Фальконе". До недавнего времени мне казалось, что справедливость и жестокость несовместимы, однако теперь я убежден, что это не так. Трудно определить отношение к героям новеллы. В любом случае оно окажется неоднозначным.
Действие новеллы происходит на острове Корсика. Главный герой повествования — Маттео Фальконе. Это меткий стрелок, сильный и гордый человек, настоящий корсиканец, обладающий твердым характером и несгибаемой волей. У Маттео есть сын — Фортунато, надежда семьи. Мальчик прячет в стоге сена раненого беглеца — преступника, которого преследует полиция. С удивительным для ребенка спокойствием он встречает шестерых стрелков во главе с их сержантом. На расспросы Фортунато отвечает, что никого не видел. Бояться ему нечего, ведь мальчика защищают имя и репутация отца. Однако сержант предлагает Фортунато часы в обмен на сведения о местонахождении беглеца. Мальчик соглашается, и преступника арестовывают. Гордый Маттео Фальконе с ужасом узнает о поступке сына. Особенно трудно Маттео пережить то, что пленник называет его дом домом предателя. До глубины души потрясенный случившимся, корсиканец не принимает извинений Фортунато. Он уводит мальчика от дома и требует, чтобы тот молился. Затем, невзирая на просьбы Фортунато о помиловании, Маттео метким выстрелом убивает своего сына.
Как и все произведения Проспера Мериме, новелла "Маттео Фальконе" построена необыкновенно искусно. Каждый эпизод важен, поступки героев обусловлены временем и местом. У читателя до конца новеллы остаются сомнения в том, что Маттео Фальконе убьет провинившегося Фортунато. Тем не менее Проспер Мериме, изучавший жизнь корсиканцев, убедительно доводит повествование до логического завершения. Без сомнения, новелла "Маттео Фальконе" дает более яркое представление о Корсике, чем самые подробные описания этого острова.
Читая эту новеллу, я искренне сопереживал всем без исключения ее героям: беглецу, угодившему в руки закона, утомленным поисками стрелкам, жене Маттео — Джузеппе, погибшему от руки отца Фортунато и, наконец, корсиканцу, способному покарать за предательство собственного сына.
Перу Проспера Мериме принадлежит ряд новелл, в которых перед глазами читателя проходят цельные, исполненные страстей характеры, среди которых стоит вспомнить хотя бы знаменитую Кармен. Этот скромный в жизни человек сумел показать Европе XIX века персонажей, не испорченных влиянием европейской цивилизации, зачастую живущих по своим собственным законам. Недаром к творчеству Проспера Мериме испытывал большой интерес Александр Сергеевич Пушкин.
<span>Теперь я считаю Мериме одним из моих любимых авторов. Я постараюсь прочитать как можно больше новелл этого замечательного писателя.</span>
Тем, что судьба одной девочки поворачивает в разные стороны.
1- Ф.А.Абрамов в своём произведении "О чём плачут лошади" рассказывает, как один мужчина уклонился от прямого ответа на вопрос лошади по кличке Рыжуха: правда ли, что было время, когда лошадям жилось хорошо, что за ними ухаживали, что хозяин мог сам недоедать, но в первую очередь кормил коня. Мы видим, что автор сожалеет о том времени, когда человек не мог существовать без лошади, о том времени, когда лошадь была почти членом семьи, и прежде чем хозяину идти в дом, он чистил лошадь, кормил её, хотя сам ещё не ел и не поели домочадцы: на первом плане была лошадь. А в рассказе мы видим неухоженных, тощих, больных лошадей. Используя приём олицетворения, автор передаёт страдания лошади, помогает нам глубже понять героя, см ысл происходящих событий. 2- Лошади - живые существа, способные чувствовать, страдать и плакать "Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь" - писал В. Маяковский Ф. Абрамов в рассказе "О чём плачут лошади" вспоминает о безвозвратно ушедших временах, когда благополучие крестьянской семьи зависело от лошади, Лошадей любили, о них заботились, берегли, лелеяли, слагали песни и сказки... На глазах одного поколения техника заменила лошадей в сельском хозяйстве, лошади стали не нужны, не выгодны с экономической точки зрения. Но каждое живое существо имеет право на заботу и ласку. Деревня без лошадей, может быть, богаче материально, но беднее духовно.. Рассказчик обманул Рыжуху, не сказав ей правды о том, тысячи лет лошади и люди помогали друг другу и человек, чтобы остаться человеком, обязан заботиться о других живых существах. 3- В этом рассказе автор поднимает большую нравственную проблему. Люди зачастую бывают черствы и безжалостны. Вот и о лошадях, честно отслуживших свой срок, они перестали заботиться. А лошади умирают от жажды, недоедают, страдают от гнуса и жары. Мнение же человека таково — зачем тратиться, если от лошади уже никакой пользы. И зачастую такое отношение не только к животным. Рассказ вызывает чувство стыда за черствость, безразличие людей и заставляет задуматься о наших поступках. Таким образом, писатель в своем рассказе затрагивает и одну из нравственных проблем, решение которой определяет отношение человека к самому себе. Это проблема честности перед собой и ответственности за совершаемые действия.
Если о Пушкине можно сказать ,что он у каждого читателя свой,то Лермонтов ,мне кажется ,кумир определённого круга любителей словесности .И их много .Попробуем разобраться .так ли это ? И каково его место в современном мире?
.Молодой ,богатый ,желчный .некрасивый ( хорошо смотрелся только в седле ) ,этот юноша с детства пережил много горестных минут .Ранняя смерть матери ,невозможность общаться с отцом ( бабушка запрещала ,считая ,что именно он погубил её единственную дочь),неудачи в любви,одиночество - всё это легло в основу тематики и содержания его стихов .Вспомним пронзительное по образности и гениальности стихотворение "Нищий "...Катишь Сушкова посмеялась над юнцом . Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
<span>Обмануты навек тобою! </span>
Наталья Фёдоровна Иванова ("Н.Ф.И.) предпочла Лермонтову "красивую посредственность"(так утверждал И.Андроников в своём исследовании "Загадка Н.Ф.И")Но главная трагедия в жизни поэта случилась 29 января 1837 года .Умер А.С. Пушкин,"дивный гений" .Его Лермонтов боготворил .Сам будучи поэтическим гением , он понимал величие и значение Пушкина для русской литературы ..Лермонтов был в отчаянии .Он пришёл домой ,и у него ( как утверждают очевидцы ) приключилась горячка .Он тяжело заболел ,но успел написать ( в два приёма )свой гениальный отклик ,искренний и сокрушительный для правящей верхушки ,стихотворение "Смерть поэта"
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. — .
Стихотворение он без подписи передал дальнему своему родственнику Раевскому , и оно мгновенно разошлось в десятках тысяч списков по Петербургу .А Лермонтов через некоторое время добавил последние ,обличительные строки ,которые назвали"непозволительными стихами".После него НИКТО НИКОГДА НЕ СМОГ ЛУЧШЕ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПУШКИНУ.Никто и никогда!В этом великое значение Лермонтова для нас ,потомков .Он видел Пушкина ,знал его стихи .Он всё о нём знал ,поэтому так страстно и написал ,поэтому ему поверили ,поэтому до сего дня мы судим о трагедии убийства Пушкина по стихам Лермонтова .
Мне очень нравится это стихотворение .Оно написано ,ярко ,пламенно ,с душевной болью .Последние 16 строк - это обвинительный приговор всем ,кто травил Пушкина .И угроза Божьего суда звучит очень органично .Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!
Но есть и божий суд,
наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
С этого момента началась трудная и короткая дорога Поэта М.Ю,Лермонтова .Гусарский офицер наутро проснулся знаменитым Сегодня говорят :"Доживи Лермонтов до возраста Пушкина ,он шагнул бы далее его ."Уже не узнаем ,к сожалению .Но то ,что он успел создать ,говорит о невероятном таланте и уме . Начались гонения на автора "Смерти поэта" .Он был неоднократно ссылаем на Кавказ ,который займёт достойное место в его творчестве .Отчаянно смелого гусара неоднократно представляли к наградам ,а царь методично вычёркивал его из списков награждённых (личный враг!)Но наградой поэту .мне кажется, стала его посмертная неиссякаемая слава .Его любят ,понимают ,чтят и изучают .И это справедливо Сколько гениального создал поэт,проживший всего 27 лет!Роман о герое своего времени .Печорин стал идеалом для многих современников ( хотя мне герой не нравится : злой .жестокий .холодный )Не могу спокойно читать о"бедняжке " Бэле , несчастной княжне Мери и обиженном Максиме Максимыче .Но таков был современник ,да отчасти и сам поэт .Мы это видим в его программном стихотворении "Дума". Лермонтов не отделяет себя от современников ,но страдает.
.Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Привлекательна для читателя и философская лирика поэта Мне нравится его стихотворение - завещание "Выхожу один я на дорогу "Оно поэтично и лирично .Только с природой поэт естественен и прост .Мне многое нравится в поэзии Лермонтова .Я уверена ,что буду перечитывать его произведения вновь и вновь .Я только вступаю в жизнь и именно так вижу значение Лермонтова для нас в современном мире ..У меня своя дорога к моему кумиру , Лермонтову Святая для русских дорога…
Законная гордость в груди…
В России поэтов много,
А Лермонтов –только
Один!(А.Сазонов)
Вот эти строки можно взять эпиграфом к сочинению :( пишется вначале ,справа ) ----О,этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки,как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли,
Он,этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась,добр и зол,
Как бы светящаяся туча,
По небу русскому прошел.
Ярослав Смеляков.
Можно это :Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник
<span>,Но только с русскою душой.(Лермонтов)</span>