Фамусов - человек старых взглядов. Человек, боящийся плохих мнений о себе. Льстивый подлиза, притворщик. Противник всего нового.
Чацкий - умный, современный человек, пытающийся перенаправить фамусовское общество на новый уровень. Патриот, искренне желающий процветания своему отечеству.
Софья - умная, гордая девушка. Любительница французских книг. Но тем не менее мечтательная, насмешливая и мстительная.
Скалозуб - глупый высокомерный человек, стремящийся лишь стать генералом.
Мне понравились: Нянька Егоровна-своей охотой помочь семье Дубровскийх, Маленький Саша- тоже, своей охотой помочь сестре, он до последнего не хотел признаваться отцу о содеянном.
<span>мне не понравились: князь Веретейский-он думал только о своих чувствах, а о Машиних не думал, Троекуров-своей эгоистичностью и разгулянным образом жизни.</span>
В "Автобиографии" Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль)"книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.
Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".
В поэме два героя: сам автор и "ты". "Ты" - читатель. Сочетание ты да я" подкрепляется сочетанием "да мы с тобой". Читатель и автор представляют непрерывную сущность.
Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает
память и о других пережитых народом муках.Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны.Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой.Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом.В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации ). Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегодняшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи.
Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь), от имени которого и идет рассказ о путешествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.
Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток). Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие пространственно - временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географический рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны исторически "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.
Великий русский живописец Илья Ефимович Репин в своих картинах обличал угнетение народа и показывал его могучие силы и духовную красоту. Он был художником передвижником, любил простой народ и прославлял его в своем творчестве. Его картина "Бурлаки на Волге" проникнута состраданием к трудовому народу. Ее сюжет перекликается со стихами народного заступника Некрасова. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой!.. На картине мы видим бредущих по берегу Волги изнуренных непосильным трудом людей. До революции была такая профессия — бурлак. Бесправные люди не в силах были заработать себе на пропитание иным способом. Они подряжались тянуть по воде тяжело груженые баржи, передвигать речные суда вручную, с помощью бечевы и весел. Бурлаками становились главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний, потому что их края чаще других застигал неурожай и они соглашались на любой заработок, чтобы прокормить свои семьи. Своими выразительными полотнами Илья Ефимович Репин призывал к борьбе с эксплуатацией неимущих и свержению самодержавного строя.
Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на
сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед
«Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Войнаровско-му» К. Ф. Рылеева; но это уже не
байроническая поэма. Сквозь романтическую интригу (украинский гетман
Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле
родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос
пересылают гетману — К. приговорен, Мария сходит с ума) прорастает
героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей;
естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.
Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик» , в которого
влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.