Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, на сон грядущий, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими под Москвой» (Астафьев). Писатель то и дело останавливает взгляд на главном герое - Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное притаившееся счастье, радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти куда-то по чистому насту, радость словам связного, назвавшего его лейтенантом, радость своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели-«как наш капитан!»-радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».
Герой Воробьева внутренне, существом своим остался там, за чертой, в такой далекой уже и такой еще недавней мирной жизни. Сознание его не перестроилось, не вместило-да и не могло сразу вместить-всего происходящего, всего, что обрушила на него вдруг жестокая действительность войны. Слишком отличалась она от привычных сложившихся представлений. «Все существо Алексея Ястребова противилось тому реальному, что происходило,--он не то что не хотел, а просто не знал, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершилось,--пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве...И в душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны». Эта «невероятная явь войны» явилась неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но и в значительной степени и для их командиров. Потому-то, видимо, и не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный капитан Рюмин - любимец и идеал курсантов, застрелившийся после гибели роты.
В 10 главе читателю раскрывается ярко выраженный спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Также это спор двух поколений - старого и нового, именно тут они выходят на тропу вечной войны.
Павел Кирсанов не скрывает свое негативное отношение к Базарову, часто называя его - "синьор этот, нигилист этот", "лекаришка", "Шарлатан".
Николай Кирсанов же, человек более сдержанный, с Базаровым он не вступает в какие либо споры. Он уже давно в отставке, поэтому предпочитает более спокойный и размеренный образ жизни.
Центральный конфликт - разносторонность взглядов, мировоззрения.
Как можно помнить, то семья Кирсановых отдает свое предпочтения либералистическим взглядам, Базаров же нигилист при этом сохраняя свою индивидуальность, его рассуждения схожи с революционно-демократическим путем мышления. Базаров своеобразен и немного отчужден от остальных, он независим от чужого мнения (как та осина у ямы из его детства, одинокая и независимая). Аркадий - молодой дворянин, друг и ученик Базарова. Увлекается идеей нигилизма поверхностно. Он остается так скажем в сторонке от общего конфликта, поэтому отношение к нему - нейтральное.
В ходе спора две стороны захватывают такие темы, как - Крестьянство и его роль в обществе, Сельское хозяйство, Развитие государства, искусство, наука и т.д. Базаров, можно сказать "заглянул в будущее" предугадав революционное мышление, которое произошло позже. Базаров привлекает своим индивидуальным мышлением, он другой не похожий на других. Павел Петрович тоже оставляет за собой нотки симпатии у читателя, так как он положительный герой, имеющий собственное мнение и просто как его называли - хороший мужик.
Лиза — идеал «естественного человека», за которого ратовали сентименталисты. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства.
Писателя главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей народного быта. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. В этом и проявляется сентиментализм.
Что ты дебил
идаууууууууууууууууунннннннннннннн
Мы знакомимся с деревенским ветеринаром, человеком совсем не жестоким, но отмеченным печатью профессионального равнодушия. Он называет плачущего мальчика Огольцом и выставляет его за дверь даже не посмотрев на зайца. Ветеринар просто не воспринял всерьез просьбу мальчика, ведь он не воспринимал зайца как объект лечения. Равнодушный и черствый - вот как можно назвать ветеринара.