Адонис
Аид
Аполлон
Арахна
Аргус и Ио
Артемида
Афина Паллада
Афродита
Беллерофонт
Боги - олимпийцы
Боги и герои
Боги и герои: Аргонавты
Боги и герои: Дедал и Икар
Боги и герои: Кеик и Алкиона
Боги и герои: Нарцисс и Эхо
Боги и герои: Орфей и Эвридика
Боги и герои: Персей
Боги и герои: Подвиги Геракла
Боги и герои: Прометей
Боги и герои: Тесей
Боги и герои: Фаэтон
Война титанов (Война богов)
Геракл (Подвиги Геракла)
Гермес
Гефест
Голова Горгоны
Голова Горгоны (2)
Данаиды
Дафна
Девкалион и Пирра
Деметра и Персефона
Детский рай
Дионис
Дионис (2)
Дочери царя Миния
Загадка Сфинкса
Золотое прикосновение
Золотое Руно (Поход аргонавтов)
Кадм
Калидонская охота
Миф о начале мира
Миф о потопе
Миф о царе Мидасе
Нарцисс
Ниоба
Олень Актеон
Орфей и Эвридика
Пан
Персей-1: Рождение героя
Персей-2: Подвиг Персея
Персей-3: Персей у Атланта
Персей-4: Персей и Андромеда
Персей-5: Свадьба Персея
Персей-6: Возвращение домой
Посейдон
Похищение Европы
Похищение Персефоны
Приключения Одиссея (Странствия Одиссея)
Прометей
Сатир Марсий и Аполлон
СизифТанталТесей и Минотавр
Три золотых яблока
Фаэтон
Химера
Чудесный кувшин
Ящик Пандоры
Мцыри бежит из
монастыря ночью, во время грозы, «в ужасный час», когда монахи от страха
«ниц лежали на земле». Юноша же полон восторга, его бурному сердцу,
жаждущему свободы, близка гроза, раскаты грома, блеск молний. Он бежит,
не зная пути, бежит долго, боясь погони и стараясь уйти подальше от
монастыря. И хотя он слышал крик шакала, видел скользящую между камней
змею — страха в его душе не было. Ночная мгла сменилась ранним утром, он
внимательно наблюдает за всем, что окружает его: запели птички,
озолотился восток, «дохнули сонные цветы». Весь первый день пребывания
на воле окрашен в светлые тона. Мцыри удивляется красоте окружающего
мира: «Божьим садом» называет то, что видит, а видит он и «радужный
наряд» растений, и «кудри виноградных лоз», и летящих к ним птиц. Все
восхищает юношу. Чтобы показать чувство восторга, удивления,
охватившее Мцыри, Лермонтов часто использует слово так:
В то утро был небесный свод Так чист …
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Слово так помогает выразить и восторг юноши при воспоминании о случайно
увиденной им молодой грузинке у горного потока: ее голос «так
безыскусственно живой, так сладко вольный», ее песню он будет помнить
всю жизнь, как не забыть ему и ее облик («мрак очей был так глубок, так
полон тайнами любви»). Любовь, готовая пробудиться в душе Мцыри, и
умиротворение, которое возникло при виде девушки и сакли с голубым
дымком, куда она скрылась, заставляют юношу вспомнить о главном —
«пройти в родимую страну» — и силой воли он подавляет свое желание
пойти за молодой грузинкой. Поэтому воспоминания о встрече окрашены и
радостью, и печалью.
Мцыри продолжает свой путь. Если раньше окружающая природа была другом,
он чувствовал свое слияние с ней, понимал ее язык, красота окружающего
мира вызывала в нем чувство радости, удовлетворения, то теперь ближе к
ночи
второго дня скитаний природа становится его врагом и как бы
предупреждает о тщетности его попыток пройти на родину. Наступление
ночи окрасило все в мрачные тона, он перестал видеть горы, повсюду был
лес, «страшней и гуще каждый час». Мцыри смог превозмочь «страдания
голода», но сознание, что он потерял дорогу, что заблудился, ощущение
своего бессилия вызвали рыдания у никогда не плакавшего юноши. И
все-таки ему удалось преодолеть минутную слабость и собрать все силы
для поединка с барсом. В борьбе с барсом проявились его бесстрашие, его
могучий дух, его воля к победе.
Потерявший много сил в борьбе с барсом, Мцыри снова заставляет себя
продолжать путь, хотя и понимает, что может и не выйти из леса. Но он
вышел — и увидел вокруг себя знакомые места, вдалеке был монастырь, где
столько дней он «терпел, томился и страдал», вынашивая замысел
побега. Дальний звук колокола дал почувствовать Мцыри бесплодность
своих попыток попасть на родину. «Огонь безжалостного дня», как и
предыдущая ночь, вконец изматывают юношу, лишают его последних сил:
Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли.
И все-таки, несмотря на все препятствия, которые пришлось преодолеть
этому волевому, бесстрашному юноше, он утверждает, что без этих трех
дней его жизнь «была б печальней и мрачней бессильной старости».
Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей.