Образ Герасима - символ русского народа. В своем герое Тургенев
показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие,
доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.
Тургенев называет Герасима "самым замечательным лицом" из числа всей
прислуги. Автор видит в нем богатыря. Герасим был одарен "необычайной
силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было
смотреть на него". Тургенев словно любуется своим героем, его силой и
жадностью к труду. Он сравнивает Герасима с молодым быком и огромным
деревом, которое выросло на плодородной земле. Герасим отличается
аккуратностью и ответственностью к порученному делу. Он содержит в
чистоте свою каморку и двор. Подробное описание каморки немого немного
подчеркивает его нелюдимость. "Он не любил, чтобы к нему ходили", и
поэтому всегда запирал свою каморку на замок. Но несмотря на свой
грозный вид и богатырскую силу, у Герасима было доброе сердце, способное
любить и сочувствовать.
Многие из челяди побаивались грозного
дворника, зная его строгий и серьезный нрав. Однако необщительный
Герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за
добросовестный труд, терпение и доброту. "Он их понимал, в точности
исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел
садиться на его место в застолице". И у барыни Герасим вызывает не
только страх, но и уважение. "Она его жаловала как верного и сильного
сторожа". Немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню,
старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. Но оставаясь верным
слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.
Деревенскому
мужику трудно живется в городе. Он лишен общения с русской природой.
Немой, нелюдимый Герасим одинок. Люди избегают его. Татьяну, которая
полюбилась ему, выдают замуж за другого. Он глубоко несчастен. И вот в
его темной жизни появляется маленький светлый лучик. Герасим спасает из
реки бедного щенка, вскармливает его и привязывается к нему всей душой.
Он называет собаку Муму. Она любит Герасима и всегда находится с ним,
утром она его будит, а по ночам охраняет дом. Они становятся близкими
друзьями. Любовь к Муму делает жизнь Герасима радостной.
Барыня
узнает о Муму и приказывает привести ее к себе для того, чтобы развеять
скуку. Но маленькая собачка отказывается повиноваться ей. Строптивая
барыня, не понимая как можно ослушаться ее приказа, заставляет
избавиться от собаки. Герасим пытается спасти Муму и закрывает ее в
каморке. Но Муму выдает себя лаем. Несчастный крепостной вынужден убить
единственного, искренне любящего друга. Злая госпожа отнимает у Герасима
самое дорогое, но не может сломить его силу духа и чувство собственного
достоинства.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих
крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор
выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.
Метафора-слово или выражение ,употребляемое в переносном значении.
Олицетворение - наделение неодушевленных предметов живыми качествами.
Гипербола - стилистическая фигура,с целью выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
Литота - это образное выражение,в котором содержится художественное преуменьшие.
Анафора - повторение каких-либо звуковых элементов в начале смежных ритмических ходов.
Синтаксический параллелизм - это баланс в пределах одного или более предложений фраз или предложений, которые имеют одинаковую грамматическую структуру.
Сам Гоголь сказал: «В <Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал.. . и за одним разом посмеяться над всем» . В комедии изображается обывательское существование чиновников уездного города, взяточников, казнокрадов, карьеристов и бездельников. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, привыкший хватать все, что плывет в руки, т. е. взяточник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавшийся, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, «таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду» , что трех губернаторов он обманул, когда же он поверил, что стал «птицей высокого полета» и может, пожалуй, «влезть в генералы» , то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и о том, как будет лако-миться в Петербурге ряпушкой и корюшкой. Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить правосудию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе «вольнодумцем» , так как прочел 5-6 книг. Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, рассуждает следующим обра-зом: «Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздорове-ет, то и так выздоровеет» . И в больницах, которыми он руководит, лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей. Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блестящий завтрак, вот и применение суммам, идущим на лекарства. Смотритель училища Хлопов, живущий в вечном страхе от всяких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу «служить по учебной части». Простодушно наивный почтмейстер Шпекин занимается у себя на почте ученейшим чтением вскрываемых писем, чтобы узнать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближайшими помощниками городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: «Ну, здесь все свои» . На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки. Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка «всем ставящий фонари под глазом - и правому и неправому». И вдруг все это болото встревожилось вестью о приезде ревизора. Управление города (отцы города) со страху принимает за ревизора мелкого петербургского чиновника – «сосульку» Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый хвастун Хлестаков входит в роль и своею болтовней наводит на чиновников страх. Он берет «взаймы» от городничего и обещает купцам устранить его от должности, объясняется в любви жене городничего и делает предложение его дочери. Хлестаков - герой нового времени, «столичная штучка» , представитель канцелярских сфер. По словам самого Гоголя, Хлестаков «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими» . Смехом казнит своих героев Гоголь. Недаром разоблаченный в своих проделках городничий обращается ко всем со словами: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! » Хищническое паразитическое существование царских чиновников, бюрократов и тунеядцев, их гнусные поступки осмеиваются и изобличаются в комедии как проявление антинародного начала. Провинциальное чиновничье общество, погрязшее во взяточничестве, лихоимстве, олицетворяет паразитизм самодержавного строя. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодер-жавно-крепостнического государства и дает понять, что эти «блюстители порядка и законности» - такие же мертвые души, как и помещики.