Традиции гражданской лирики в духе классицизма создавались писателями и поэтами так называемой группы "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". И именно их и <span>называли "поэтами-радищевцами". А еще и потому, что все они разделяли идеи самого А.Н. Радищева, а в самом обществе состояли и его сыновья.</span>
Тарас Бульба, главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя, считает, что смысл его жизни - служить своей вере и родине. Бульба готов умереть за друзей, Украину и за православие. Бульба очень плохо относится к полякам и бьется с ними до последней капли крови за веру, честь и казачество. Бульба давно не участвовал в военных действиях. Поэтому после приезда сыновей из бурсы, Тарас решил ехать с ними в Сечь - оплот казачества у самих границ. Там он будет жить на широкую ногу. Поехал он туда, потому что ему стала скучна жизнь дома с женой.
Но перед своим отъездом на Сечь, Тарас принимает своих сыновей. Он смеется над их одеждами как бы шутя, но на самом деле у него жесткие требования к сыновьям: “Вы должны смело стоять за веру свою и все казачество”, “Если продадитесь и измените родине, то лучше пусть вы сгинете к чертям”. Но при этом Тарас относится к своим сыновьям, как к товарищам.
Перед боем с поляками Бульба воодушевляет казаков на бой, давая им “доброго” вина и говоря речь. Этим самым Бульба настраивает казаков на бой, чтобы их не убили и они постояли за товарищество. Тарас считает, что на свете нет уз крепче, нежели уз товарищества, а русское товарищество - лучшее в мире.
Когда Бульба умирает, он заботится не о себе, а о своих товарищах. Тарас рад, что его друзья благополучно уплывают от врага. Он “жертвует” собой ради веры, земли родной и товарищей.
Образ Тараса дорог Гоголю, автор дает понять, что таких людей, как старый казак Бульба можно счесть по пальцам. Гоголь восхваляет этот образ, образ бесстрашного полковника, который борется за свою честь, веру и отчизну.
Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – произведение о
любви, которая по мнению писателя «сильнее смерти и страха смерти» и
которой «держится и движится жизнь» . Воспитание Аси имеет корни в русских
традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг» .
Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа
Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей
притягательность и очарование.
Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу:
«...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она –
чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к
поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. »
«Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта
любовь закончилась для Аси печально.
Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего
счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у
семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как
все оборвалось в одно мнгновенье.
Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого
прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она
переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-
то всего несколько раз. А ведь господин Н. Н. представился девушке
необыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой они
встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно он
не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый ,
беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. « Я о
завтрашнем дне не думал; мне было хорошо. » «Любовь ее меня и радовала и
смущала.. . Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... »
И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее
нравом как это можно! » Верящий в то, что будущее бесконечно он не
собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая по его мнению,
обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к
счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела
в его жизни встреча с Асей.
Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняет
безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви.
Отодвигать решение на неопределенное будущее – признак душевной слабости.
Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих
<span>каждую минуту своей жизни.</span>