Состоит из 37 строф ( всего 139 строк)
Рота знакомится с Василием Ивановичем Теркиным — солдатом, который на фронте с первых дней войны. Он оказывается хорошим едоком и балагуром, умеет развеселить вокруг себя компанию. Но Теркин — «хват» не только на словах, но и на деле: он знает о войне больше, чем собравшиеся вокруг него. Солдат объясняет всем на привале, что такое «сабантуй», так он называет какую-нибудь опасную ситуацию во время боя. Теркин учит, что главное для бойца — не терять самообладания и не унывать. По виду солдата становится понятно, что из таких берутся герои, так что даже странно, что Теркин пока не отмечен медалью.
Людмила, несмотря на подаренный ей пояс, который сделал ее в глазах мужчин красивой, оказалась подвержена обычным человеческим порокам. Она же поверила подружкам, что стала красавицей и стала подменять свои добродетели роскошными нарядами и драгоценностями, которые ее краше не сделали в итоге. Жених-то ее не узнал. Т.е. подаренный старушкой пояс не стал панацеей от соблазнов и пороков, которыми обрастает человек "благодаря" окружающим его обстоятельствам. Даже не важно, что она пояс сняла в тот момент, когда стала наряжаться в другие одежды. Пояс - это не предмет гардероба, как таковой.
<span>Необычно раскрывается образ Челкаша, старого свободолюбивого вора. Горький теперь не объясняет образ героя романтическими легендами. Образ Челкаша уже в противопоставлении его с Гаврилой, молодым крестьянином. Только одно их роднит – любовь и свобода, и в остальном герои являются антиподами. Разное у них социальное положение (Челкаш – бродяга и вор, а Гаврила – крестьянин) , роды деятельности (Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле) , портреты (Челкаш «обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом» , «он был бос, в старых штанах, в грязной ситцевой робе» , Гаврила «широкоплеч, коренаст, русый, с обветренным лицом и большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно») . Различно и отношение героев друг к другу – Макаре Чудре Гаврила напоминал самого себя, и он относился к Гавриле с жалостью и пониманием. Но Гаврила не понимал Челкаша и позволял себе того оскорблять. Противостоят в рассказе их жизненные позиции. Гаврилу поглотило все земное, низкое, он забыл о вольнолюбии ради наживы денег, Челкаш же, являясь вором асоциальным элементом, стремился к свободе и идеалу.</span>