Цитатный план "Мцыри" по главам :
1)"Немного лет тому назад,был монастырь. "
2)"Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал."
3)"Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю."
4)"И я как жил, в земле чужой ,умру рабом и сиротой."
5)"Тебе есть в мире что забыть,ты жил,- я также мог бы жить!"
6)"Мне было свыше то дано!И было сердцу моему легко."
7)"И вспомнил я наш мирный дом".
8)"Глазами тучи я следил,рукою молнию ловил".
9)"Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей."
10)"Мне стало страшно; на краю грозящей бездны я лежал".
11)"Чтоб жить, хоть мысленно, опять."
12)"Вдруг - голос -легкий шум шагов".
13)"Держа кувшин над головой,Грузинка узкою тропой сходила к берегу."
14)"Я цель одну ,пройти в родимую страну -имел в душе".
15)"Но, верь мне, помощи людской я не желал... Я был чужой."
16)"То был пустыни вечный гость -Могучий барс."
17)"Бой закипел, смертельный бой!"
18)"Он встретил смерть лицом к лицу,как в битве следует бойцу!"
19)"Но тщетно спорил я с судьбой:Она смеялась надо мной!"20)"Я тайный замысел ласкал,терпел, томился и страдал."
21)"Палящий луч зари обжег в тюрьме воспитанный цветок."
22)"В лицо огнем сама земля дышала мне."
23)" Божий свет в глазах угас. Безумный бред."
24)"Меня печалит лишь одно."
25)"Увы! - за несколько минут,я б рай и вечность променял".
26)"И с этой мыслью я засну,и никого не прокляну!"
Милон – офицер, которого во главе отряда солдат мы впервые встречаем в комедии в деревне Простаковых. Милон – человек образованный, благородный, ответственно исполняющий свои обязанности перед государством.
При встрече со своим приятелем Правдиным Милон рассказывает, что он взаимно любим одной благородной девушкой, однако уже год в разлуке с ней, поскольку ее после смерти родителей куда-то в деревню увезли родственники. Милон сначала мучился тем, что связь с любимой может быть потеряна из-за ее холодности к нему, однако потом узнал правду и беспокоится о ее судьбе: «Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя» .
По счастливой случайности возлюбленной Милона оказывается Софья, что живет у Простаковых, и они встречаются, объясняются в чувствах и надеются быть вместе. Софья надеется, что ее дядя Стародум, приезда которого все ждут, одобрит их брак.
Однако до этого происходит разговор, из которого мы можем почерпнуть некоторую характеристику Милона. Вначале, решив что Софья от души согласна выйти за Митрофанушку, Милон сразу же приписывает ему благородные качества и сокрушается: «А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещен, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб… » . Узнав, как обстоят дела на самом деле, Милон успокаивается и сам говорит о себе, как о человеке искренних чувств: «Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением» . Так же негодованием реагирует Милон и на намерения Скотинина жениться на Софье, на его взгляды на семейную жизнь, любовь к свиньям, с которой он сравнивает любовь к жене, однако Милон не делает и не говорит ничего такого, что могло бы навредить его избраннице.
Милон возмущен тем, как ведут себя Простаковы по отношению к Софье, особенно лицемерием Простаковой, которая узнав о наследстве Софьи, хочет заполучить его, поженив их с сыном Митрофаном – «Недостойные люди! » - так он говорит о них. Во время драки госпожи Простаковой со Скотининым Милон не только успевает разнимать их, но еще и наставлять на путь примирения и быть совершенно вежливым: «И вы забыли, что он вам брат! » , «Разве она вам не сестра? » , «Да не ушибла ль она вас? » , «Не пущу, сударыня. Не прогневайся! » Милон хорошо воспитан, ненавязчив и во всех ситуациях сохранят честь и лицо. Стародум, дядя Софьи, хочет выдать ее замуж за благородного человека, о котором у него заочно сложилось хорошее впечатление: «Мне представлен в женихи ее некто молодой человек больших достоинств» .
Как мы позже узнаем, он имеет в виду именно Милона. Но в тот момент это намерение Стародума всех огорчает, особенно Софью. Тогда дядя обещает ей выдать ее замуж за того, кого она любит, чем вызывает у Милона искреннее уважение - «Благородный человек! » .
<span>Когда происходит знакомство Милона и Стародума, Милон демонстрирует скромность и достоинство, почтительность к старшим, ответственность: «В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди» . Милон считает, что неустрашимость офицера – это не слепая и безответственная готовность умереть на поле боя ради славы, а осознание всей опасности, которой подвергается его жизнь, понимание ценности своей жизни и только тогда отвага – это готовность пожертвовать своей жизнью во имя Отечества.</span>
В повести Чингиза Айтматова "Белый пароход" достаточно интересно и необычно поднимается вечная проблема добра и зла. Автору удается написать правду, и, несмотря на то, что правда эта очень горькая, она заставляет задуматься и сделать правильные выводы. Толкая главного героя, семилетнего мальчишку, на смерть, писатель призывает творить добро, показывает, насколько всеразрушающим и отвратительным является зло.
Семилетний мальчик-сирота, который живет с дедом, сталкивается с жестоким реальным миром и находит успокоение в сказках и мечтах. В вымышленном, волшебном мире всегда торжествует добро и любовь, в нем нет ничего злого. В реальности зло всегда рядом с добром. В отличие от сказок, в жизни зло часто побеждает. Но заметьте, побеждает в одной из битв, но не в войне.
Достаточно символичным является в повести образ матери-оленихи, которая вскормила человеческих детей, защитив от вымирания целый род. Потомки детей, которые выжили благодаря только оленьему молоку, начали истреблять оленей. Таким необычным образом поднимается проблема сосуществования человека и природы. Под образом оленихи показана природа и тот необратимый вред, который люди ежедневно наносят всему живому.
Мальчик и дед видят в природе красоту и бережно относятся к каждой травинке. Автор противопоставляет им жестокого и злого егеря Орозкула. Он не уважает ни природу, ни свою жену, ни всех вокруг. Символическим является тот момент, когда природа не подарила ему возможность иметь детей, это показывает силу природы, ее власть над человеком.
И, несмотря на то, что история трагическая, она заставляет задуматься и вселяет надежду на победу добра над злом. Повесть учит нас важным вещам, показывает, насколько глупыми могут быть люди, объявляя войну природе, и как страшно могут поплатиться за необдуманные поступки.