Александр Сергеевич Пушкин получил классическое образование в Царскосельском Лицее, знал прекрасно древнегреческий язык, мифы и легенды Древней Греции, поэтому, опираясь на легенду об Арионе, он создал своё стихотворение под названием «Арион» , однако поэт не пересказывает легенду, а берет для произведения лишь некоторые образы. В чем же сходство двух произведений?
Легенда, созданная на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики, являет собой приукрашенный рассказ о путешествии главного героя Ариона.
Стихотворение Пушкина, созданное на основе легенды, имеет символическое значение и скрытый смысл. Пушкин маскирует реальные события, описывает их аллегорически, поэтическим языком, что было сделать необходимо в условиях гонений на свободомыслие. И если легенда отправляет нас в фантастическое прошлое, дает нам прочувствовать контраст человеческих чувств, стихотворение Пушкина рассказывает о реальных событиях в реальном времени.
Основная мысль легенды заключается в том, что человек, даже самый сильный герой, подвластен воле рока, который может карать или спасать. В данной легенде рок справедлив и спасает героя. У Пушкина же во всем произведении просматриваются реальные события, зависящие от отношений людей, от их политических взглядов.
Два Ариона очень похожи, они оба певцы, но один переживает жизненные перипетии, не связанные с его талантом, а другой использует талант для поддержания определенных идей и за это страдает.
<span>Следует предположить, что А. С. Пушкин писал не столько о древнегреческом герое, сколько о поэте, о месте поэта в мире, где нет возможности свободно творить, и поэтому о себе тоже. После изучения истории создания стихотворения Пушкина, анализа образов, сравнения двух произведений можно сделать вывод о том, что Пушкин действительно писал не об Арионе, а о поэте вообще и о себе в частности. </span>
1)Великий художник Дедал.
2)Обучение племянника искуству.
3)Случайное падение.
4)Побег из Афина.
5)Пленник царя Минуса.
6)Тоска по дому.
7)Смертельный полёт.
8)Смерть не напрасно.
Главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри» живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа. И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну. Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце–воине с гордым взором, в звонкой кольчуге и с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом.
Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой. Красота окружающего мира оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Гармония природы восхищает его, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и гроза. <span>Ничто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей цели.</span>
У Жуковского - «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском
Совпадения:
- беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
- причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;
- зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) - мачеха. Они губят царевен;
- с царевен снимается проклятие;
- царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);
- царевны обе красавицы;
- царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек - 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
- царевны пробуждаются - оживают;
- женитьба спасителей на царевнах;
- колдунья-фея и царица - мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Различия в сюжете сказок:
- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
- У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
- У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы).
- У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала.
- Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик.
- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.
- Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского - веретено.
- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
<span>-У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.</span>