Тарас и бульба,война и мир. Да почти все поизведения с родными людьми!
19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского Лицея . В актовом зале собрались царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них Пушкин. Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавляли Лицей передовые по своим убеждениям прекрасные педагоги. В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.
Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года маститый поэт Г.Р.Державин восторженно слушал в чтении юноши Пушкина <Воспоминания в Царском Селе>(ссылка на раздел <Страницы пушкинской поэзии>).
<span>В лицейских стихах Пушкина, по словам Белинского, виден "будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт". </span>
Поэт преклоняется перед революционерами, превозносит их.
Для него они действительно стали «солью земли» .
В «Памяти Добролюбова» , а особенно в исповедальных стихах Некрасова чувствуется (или открыто говорит) собственная его приниженность и чувство вины перед ними за свою неспособность изменить привычкам, образу жизни.
Больше всего Некрасов пишет о жертвенности этих людей, том чувстве, которым он во многом не обладал и перед которым преклонялся. Некрасов видит революционеров, словно окруженных каким-то сиянием, ореолом непорочности, у него нет попыток проникнуть в глубь души этих людей.
В «Памяти Добролюбова» он создал тот «идеал общественного деятеля, который лелеял Добролюбов» .
Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ.
Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864).
В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное.
<span>Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.</span>
<span>Самсон Вырин очень любит свою дочь: А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?"</span>
Самсон Вырин - добрый и доверчивый человек. Он уступает свою кровать якобы больному гусару, не замечая обмана. В результате этот гусар увозит его дочь из дома:"...так полюбился доброму смотрителю..."
<span><span>"...Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С ..за лекарем."</span>
</span>
Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А. Т. Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой — Василий Тёркин — достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» — и в полушутливом-полусерьёзном разговоре- испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты — солдат, хотя и млад,
А солдат солдату — брат.
Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы:
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
<span>Для здоровья выдал мне.</span>