Анализируя рассказ Н. Лескова «Старый гений», сразу стоит отметить, что ситуация, описанная в этом произведении, достаточно типична для России XIX века. Да и нашему сегодняшнему времени она будет тоже очень знакома и близка. Но чуть позже о сюжете и о том, кто виноват в страданиях героини (по рассказу Лескова «Старый гений»). В идею этого произведения автор вложил беззащитность простого человека перед государственной бюрократической знатью.Есть и вторая идея, которая заключается в том, что если Закон не может защитить граждан, то они его нарушают, так как приходится за дело браться самим. И как правило, на этом зарабатывают такие «темные личности», как хитрый и опытный бывший чиновник Иван Иванович. <span>И вот, собственно, теперь подходим к главному вопросу: кто виноват в страдании героини. «Старый гений» описывает образ должника, франта совсем немного, но и по этим мелочам можно понять, что это законченный эгоист: его не трогают слезы и мольбы других. Разбалованный богатой жизнью и связями он не оставил в себе места для морали и нравственности. Пользуясь своей безнаказанностью, он готов жить и развлекаться за счет других. </span><span />
Шум: громкий, безобразный, резкий.
Язык: острый, русский, длинный.
Голова: умная, сообразительная, светлая.
Краса: двора, команды, России.
Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя.<span>
Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним. </span>Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя.<span> Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник». Эти небольшие по объему рассказы интересно, а вы сочинения вообще читаете - настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.</span>
<span>Как-то учитель русского языка и литературы предложил нам такой вопрос: если бы вам пришлось несколько лет жить на безлюдном острове, какие книги вы взяли бы с собой?
Много кто ответил очень умно, желая показать свою начитанность. Я же написал, что хотел бы взять с собой лишь одну книгу - «Толковый словарь». Когда учитель анализировал наши ответы, то похвалил тех, кому нравятся Чехов и Булгаков, хотя мы их еще не изучали (Чехова - совсем немного, в 7 классе). Хвалил и тех, кому нравится «Гарри Поттер». Меня же среди отмеченных не было.</span>Может, учителю не известны слова А. Франса: «Словарь - это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке. Все другие книжки содержатся в нем, надо их только оттуда вытянуть».<span>Мир слов удивителен. В нем - вся жизнь. Все в природе, человеческом обществе имеет свое название. Каждое новое явление, понятие, действие, предмет или его признак получают свое определение.</span><span>Все знают С. Маршака. Когда мы были маленькими, родители часто читали нам его стихи. Они очень потешные. Творчество этого поэта в школе не изучается. А напрасно. Я бы включил его в школьную программу. Не только потому, что он интересный поэт. Я уверен, что он также и мудрый человек, поскольку ему удалось понимать детскую психологию. Так С. Маршак писал:</span><span>Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвале слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать
Они дались недаром человеку.</span><span>Как бы там не было, а я все равно взял бы на безлюдный остров «Толковый словарь». И уверен, что с ним мне не было бы скучно.</span>