Поучение Владимира Мономаха»«Житие Александра Невского»Сильвестр. «Домострой»«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717г.)А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Руслан и Людмила». «Полтава». «Медный всадник». Драматические произведения («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и др.).Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». «Миргород». «Вий»И.С. Тургенев. «Записки охотника». «Ася»А.К. Толстой. «Князь Серебряный» (декабрь)Л.Н. Толстой. «Набег». «Отрочество». «Юность»В.А. Гиляровский. «Шипка»Н.С. Лесков. «Привидения в Инженерном замке»М. Горький. «Детство». «В людях»К. Чуковский. «Серебряный герб»М. Шолохов. «Донские рассказы». «Судьба человека» (апрель)Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания». «Улица младшего сына» и др.Л. Пантелеев. «Ленька Пантелеев». «Республика ШКИД»В.П. Беляев. «Старая крепость» и др.А. Грин. «Алые паруса». «Бегущая по волнам»Г. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»Р. Рождественский. «Реквием» (май)А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая» (май)В. Амлинский. «Тучи над городом встали» и др.Р. Погодин. «Сколько стоит долг»Н. Дубов. «Мальчик у моря»А. Беляев. «Человек-амфибия». «Голова профессора Доуэля» и др.В. Шукшин. «Экзамен» и др.И. Ефремов. Звездные корабли» и др.У. Шекспир. «Укрощение строптивой». «Двенадцатая ночь».Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста». «Лавка древностей» и др.А. Дюма. «Три мушкетера» и др.Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».Ф. Купер. «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой»Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». «Таинственный остров» и др.О.Генри. «Вождь краснокожих» и др.М. Рид. «Всадник без головы»Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»Г. Уэллс. «Человек-невидимка»Д. Лондон. «Мексиканец». «Белый клык». «Под палубным тентом» и др.В. Гюго. «93-й год». «Человек, который смеется» и др.Г.Р. Хаггард. «Дочь Монтесумы» и др.Р. Киплинг. «Дьявол и морская бездна» и др.А. Конан Дойл. «Повести о Шерлоке Холмсе» и др.С. Маршак. Избранные переводы (Из Бернса, Блейка, Байрона, Стивенсона, Киплинга).
Контекст
Эпоха: Рубеж ренессанса и барокко знаменуется кризисом ренессансной культуры.Дон Кихот рассматривается не как героический вариант рыцарского повествования, а как рассказ о рыцарском романе другим языком (не «я», а «он»). «XII век был век, когда дали всходы семена великого Возрождения, и в то же время-век контрреформации и учреждения ордена иезуитов. Это был век, когда основатель новой физики Галилей не счел для себя постыдным отречься от своих взглядов, ибо католическая церковь суровой догматической рукой наложила запрет на его учение. Это был век, когда Декарт, едва сформулировав принцип своего метода, благодаря которому теология превратилась в служанку философии, стремглав помчался в Лорето - благодарить Матерь Божию за счастье такого открытия. Это был век победы католицизма и вместе с тем век достаточно благоприятный для возникновения великих теорий рационалистов, которые впервые в истории воздвигли могучие оплоты разума для борьбы с верой».
Жизнь Сервантеса «и в конце концов автор "Дон Кихота", всегда рисковавший ничуть не меньше своего героя, близок к тихой гавани».
Поэтика
Как организован текст: 2 книги и 3 выезда
Смысл первого выезда? > пародия на сословное рыцарство.
Какие традиции рыцарства пародируются в первых 5 главах романа?
> формальные, внешние составляющие рыцарства (имя, доспехи, прекрасная дама, верный конь, посвящение в рыцари)
> страсть к рыцарским романам
Что в них привлекало его больше всего? (любовные письма и торжественные вызовы на поединки)
Кто из героев идеал Дон Кихота?
Росинант – верный конь рыцаря, в чем ирония имени.
Доспехи
Дама сердца
1. Посвящение в рыцари
2. Первый подвиг – спасение мальчика Андреса
3. Встреча с купцами из Толедо
«Получалась яркая назидательная новелла, в финале возвращавшаяся к тому, с чего началась».
Второй выезд
Как меняется время и пространство по сравнению с первым выездом?
Согласны ли вы с тем, что вторая часть выезд перестает быть просто пародией на рыцарство?
«Небу было угодно произвести меня на свет в наш железный век, чтобы я воскресил век золоченый или золотой».
Черты пасторального роман, романа-утопии, плутовского романа?
«Маршрут странствующего рыцаря графически удивителен: с виду никуда не ведущая…» Чего ищет на своем пути Дон Кихот?
1. Ветряные мельницы
2.Приключения на постоялом дворе
3. Стадо баранов
4. Шлем Мембрина
5. Освобождение заключенных
6. Покаяние Дон Кихота в Сиерра Морена
7. Вторая встреча с Андресом
8. Сражение с мехами вина
9. Спасение статуи девы Марии «Между прочим, выходит, что безумный как бы устраивает фанатикам экзамен на милосердие, на котором все они мгновенно оказываются злобными и немилостивыми...»
Третий выезд
Куда держат путь герои? Сарагоса, рыцарский турнир.
Санчо Панса – простодушие и преданность
"Я пожаловал бы ему, если б мог, целое королевство, ибо простодушие его и преданность вполне этого заслуживают".
"Будь я с головой, давно бы я бросил моего господина. Но такая уж, видно, моя судьба и горькая доля, иначе не могу, должен я его сопровождать, и все тут: мы с ним из одного села, он меня кормил, я его люблю, он это ценит, даже ослят мне подарил, а главное, я человек верный, так что, кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может".
Где и в чем проявляется мудрость Санчо Пансы?
Губернаторство; Суды Санчо
«кстати, в начале XX столетия известный испанский писатель Асорин повторил этот путь и написал подробнейший репортаж). Маршрут странствующего рыцаря графически удивителен: с виду никуда не ведущая, "мотающаяся" кривая, которая постепенно замыкается в петлю и возвращается к исходной точке: безнадежный, замкнутый круг, столь естественный в поисках справедливости!
О Марье Гавриловне которая выходила замуж и перепутала мужа, потом она попала в метель и встретила Бурмина за которого должна была выйти замуж. В конце у них была свадьба
Рассказ о том как великий ертостик любил одну девушку которцю звали карлан .но мужчина любивший эту девушку,увидел ерлстика и они пошли на дуэль выиграл еростик
Плюшкин был жадный как известно.Нарисуй перекрестие дырявого сапога и ржавого половника.Суть в том,что Плюшкин - плохой хозяин,жадина и питается всякой дрянью,а ото этого у него плохая жизнь.