Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.
<span> Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает. </span>
<span> Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей: </span>
<span> Восстал всевышний Бог, да судит </span>
<span> Земных богов во сонме их… </span>
<span> Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных». </span>
<span> Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы: </span>
<span> Не внемлют! Видят – не знают! </span>
<span> Покрыты мздою очеса: </span>
<span> Злодейства землю сотрясают, </span>
<span> Неправда зыблет небеса. </span>
<span> Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним: </span>
<span> Цари! Я мнил, вы боги властны, </span>
<span> Никто над вами не судья, </span>
<span> Но вы, как я подобно, страстны </span>
<span> И так же смертны, как и я. </span>
<span> Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками. </span>
<span> В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд: </span>
<span> Воскресни, Боже! Боже правых! </span>
<span> Приди, суди, карай лукавых </span>
<span> И будь един царем земли!</span>
«Человек— это живая загадка». «Ум — способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце». «Человек был и будет самым любопытным явлением для человека». | «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать». Иван Сергеевич Тургенев вошел в литературу в 40-е гг. XIX в. и был первым, кто определил и оценил те социальные сдвиги, которые происходили в обществе. Эта оценка общества представлена в романе «Отцы и дети». Читая роман Тургенева, мы непрестанно задаем себе тот же вопрос, который задал Аркадию его дядя, Павел Петрович Кирсанов: «Что такое Базаров?» Надо сказать, что образ Базарова не был нормативным и вызывал самые разнообразные споры, будоражил умы. Нас привлекают в Базарове внутренняя сила, чувствующаяся в его словах, его верность своим убеждениям. Базаров — нигилист, он ничего не принимает на веру. Он отрицает несправедливое устройство общества и мечтает об изменениях в жизни России: «Исправьте общество, и болезней не будет». Однако задачу своего поколения он видит не в созидании, а в разрушении. По его мнению, «сперва нужно место расчистить», а кто и что будет строить — этого он не знает. Видимо, Базаров сам осознает ограниченность своих взглядов, ощущает, что его идеи чужды большинству его соотечественников. Перед смертью он спрашивает сам себя: «Я нужен России?» И сам себе отвечает: «Нет, видно, не нужен». И нам искренно жаль этого человека, который не успел «обломать дел много», который ощущает в себе огромную нерастраченную силу: «...задача есть, ведь я гигант!» Да, Базаров — гигант, человек сильный и целеустремленный. Таким человеком можно восхищаться, но полюбить такого героя сложно. Он отрицает искусство, считает, что «Рафаэль гроша медного не стоит». Природа для него «не храм, а мастерская». Он не признает любовь в смысле идеальном. По его мнению, «все это романтизм, чепуха, гниль, художество». И если бы Тургенев не показал в романе любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой, Евгений Васильевич так бы и остался для нас непонятным, далеким человеком. Но вот в его жизнь входит любовь. Нет, он не влюбился в Одинцову с первого взгляда. Ведь так, поточному замечанию Д. И. Писарева, «влюбляются только очень пустые люди в очень плохих романах». Увидев ее впервые, Базаров оценил ее красоту. Сделал он это, правда, по-своему, как истинный нигилист: «Экое богатое тело.. Хоть сейчас в анатомический театр... у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Потом, познакомившись ближе, он обратил внимание и на другие ее качества, особенно важные для него. «Баба с мозгом», — говорит он Аркадию,, и в устах «неотесанного» Базарова такие слова звучат как высшая похвала. Постепенно Евгений Васильевич, отрицающий романтизм, красивые слова и душевные волнения, начинает ощущать романтика в себе самом. Чувство к Анне Сергеевне, внезапно нахлынувшее на него, оказалось необыкновенно сильным. Впервые мы видим, как в Базарове под влиянием этой любви, просыпается человек. Оказывается, что он не такой уж бездушный нигилист. Но, к сожалению, его чувство осталось безответным. Одинцова сумела оценить Базарова, но не смогла его полюбить и предпочла душевное спокойствие, комфорт настоящей любви. Бурная страсть, охватившая Базарова, испугала ее. Хоть и ярок был Евгений Васильевич и резко отличался от прочих из ее окружения, все же трудно было утонченной аристократке решиться связать с ним свою судьбу. Слишком уж разными людьми они были. Потому такой печальной и получилась их последняя встреча.
Оттолкнув от себя живого, полного сил Базарова, Одинцова приехала проститься с ним умирающим. Сцена смерти Базарова — последний звучный аккорд романа — позволяет более глубоко и полно понять героя, в котором за внешней грубостью и резкостью таилась чуткая и ранимая душа. И на пороге смерти Евгений Васипьевич становится более человечным, близким читателю, чем на протяжении всего романа. Он отметает в сторону все ненужное и отнюдь не важное, оставляя только главное — любовь к Анне Сергеевне Одинцовой. «Прощай
Татьяна -прачка,была женщина лет двадцать восьми ,маленькая ,худая,белокурая,с родинками на левой щеке.Работала она за двоих ,а ласки никакой никогда не видала.Одевали её плохо,жалованье она получала самое маленькое.Родни у неё не было.Когда-то она была красавицей,но красота с неё очень скоро соскочила.Нрава она была весьма смирного,лучше сказать запуганного,к самой себе она чувствовала полное равнодушие ,других боялась смертельно:думала только о том,как бы работу к сроку кончить.