Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года. (Слайд 13–14).

Слово предоставляется историкам. Рассказ о наводнениях в Петербурге.
Учитель литературы. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.
– Нева в поэме – образ многоликий. Во-первых, она являет собой украшение города. Приведите примеры, подтверждающие это утверждение? (державное течение реки, одетой в гранит; ":По оживленным берегам/Громады стройные теснятся/Дворцов и башен:"; ":корабли: К богатым пристаням стремятся:"; ":Темно-зелеными садами/Ее покрылись острова:").
– Во-вторых, это главная угроза городу и людям. Уже в первой части поэмы облик Петербурга меняется, с него словно спадает позолота. Город во власти "осеннего хлада", воющего ветра, сердитого дождя. Он превращается в крепость, осажденную Невой.
– Послушаем, как описывает наводнение 1824 года Пушкин. Слово литераторам.(Слайды 15–20).
Выразительное чтение со слов "Над омраченным Петроградом:" до "И ветер дул, печально воя", со слов "Нева всю ночь: до “Увы! всё гибнет: кров и пища!
Маугли пугал Шер-хана палкой с огнем,то есть факелом. Шер-хан боялся огня, и отступил.
<span>Жуковский "Спящая царевна"
У
царя с царицей долго не было детей, а потом родилась дочка. По этому
случаю они закатили пир, пригласив на него 11 из 12 волшебниц, которые
жили в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, очень обиделась.
Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-ая и сказала,
что царевна умрет в 15 лет, уколов палец веретеном. Тогда вперед вышла
11-ая, которая не успела ничего пожелать, и сказала, что это будет не
смерть, а сон, длящийся 300 лет.
Царь, испугавшись, запретил в
королевстве прясть вообще. Но царевна в возрасте 15 лет все-таки уколола
палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные.
Через
300 лет ее разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все
остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.</span>
Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?" (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") (2)В поэме "Мцыри" М. Ю. Лермонтов создал яркий и самобытный образ мальчика-горца. Первые шесть лет своей жизни он провел в горах, среди родных и близких, на лоне живописной природы, но потом попал в плен к русскому генералу и был увезен им далеко от дома. Из-за тяжелой болезни Мцыри оставили в монастыре, монахи которого взялись его выходить и воспитать.
Несмотря на заботу, юноша чувствовал себя в монастыре, как в клетке. Запертый в четырех стенах, он не видел и не слышал ничего, кроме колокольного звона, "келий душных и молитв". Размеренная и унылая жизнь монахов претила ему так же, как покорность и смирение. Оторванный от родины и попавший в неволю, Мцыри медленно умирал; он не видел смысла в таком существовании.
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас — Зачем?..
Юноше хотелось дышать полной грудью, он мечтал познать "блаженство вольности":
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской...
В душе Мцыри зародилось желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы", и в одну грозовую ночь он сбежал из монастыря. Три дня наслаждался молодой горец свободой, жил настоящей жизнью. Он скитался по горам и лесам, любовался "прозрачной зеленью листов" и виноградными лозами, слушал "немолчный ропот" горного потока и пение птиц. Находясь вдалеке от людей, он наконец-то не чувствовал себя одиноким. Здесь, на приволье, в душе Мцыри проснулись заложенные с рождения желания и мечты, сила и ловкость:
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Вернувшись в монастырь, умирающий от нанесенных барсом ран Мцыри не раскаивается в своем поступке и до последних минут отстаивает собственные идеалы и ценности.
<span>В поэме "Мцыри" М. Ю. Лермонтов доносит до нас мысль, что всякий человек рождается для счастья и свободы, и за ним остается право выбора — бороться за свою судьбу до конца или сдаться и смириться.</span>