Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? .
По - моему ,это праздный вопрос .Любой человек ответит на него утвердительно .Это должно быть нормой в человеческом обществе .Хотя так бывает не всегда .
Если общество ведет себя по законам морали ,то в нем обязательно есть люди ,проявляющие сочувствие и сострадание.
Посмотрим ,что означают эти понятия .( см .толковый словарь)
Сочувствие представляет собой способность глубоко понимать другого человека в его эмоциях и чувствах, а сострадание – это способность ощущать чужую боль, как свою собственную.Эти качества надо воспитывать в себе .
В этом нам поможет классическая литература .Вспомним рассказ В.Распутина"Уроки французского" .Что заставило учительницу ,пожертвовав своей репутацией,играть на деньги с учеником,если не сострадание и сочувствие ?Понимая ,что мальчик попросту голодает ,Лидия Михайловна сделала несколько попыток помочь ребенку .Удалась только эта - игра в пристеночек .С какой поэзией и благодарностью писатель вспоминает эту историю ,в которой наряду с уроками французского получил и уроки добра и милосердия!
А Андрей Соколов? Герой шолоховской "Судьбы человека"? .Пройдя ужасы войны ,фашистского плена ,потеряв всех своих близких ,солдат не утратил чувства доброты ,сострадания и милосердия.Увидев голодного мальчонку- сироту ,собирающего еду на помойке ,Соколов усыновил Ванюшку ,и тем самым сделал его жизнь счастливой .Сострадание многолико и разнообразно ,но главное в нем - это СОучастие ,СОчувствие ,понимание беды другого человека ,как своей собственной и желание помочь ,поучаствовать в добре .Эти качества необходимы в нашей жизни ,ведь только доброта делает нас людьми и делает нас лучше!!
<span><span><em>"Любимейший русский поэт, представитель
добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила.
" </em></span><span>
<span> <em> Н.А.Добролюбов</em> </span></span></span>
<span><span>Николай Алексеевич Некрасов — великий
русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов </span>пишет о судьбе народа, о его
жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким
произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о
народе и для народа. Поэма «Кому на
Руси жить хорошо?» — это книга о русской жизни. Свое произведение Н.А. Некрасов
начал писать в 1863 году. И эта работа
продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной. <span>Крестьянская
реформа от </span>19 февраля 1861
года должна была завершить существование крепостного права; освободить разорённых, измученных голодом
и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны помещиков крестьян; должна была
повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна была, но не сделала; надежда не
преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю крестьяне были обречены на ещё
большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим тяжелейшим уделом (земли или
несчастной долей?) . Частично поменялись лишь действующие лица: "теперь же вместо
барина драть будет волостной". </span><span><span>Поэт без намёков и
умолчаний открыто </span>заявляет
о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой крестьян, их безграмотности и
грубости, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и
Гоголя с базара понесёт? "). На помощь Некрасову приходят "говорящие"
географические названия – Горелово,Неелово,Неурожайка и другие; сам народ,
откровенно выражающий свою жизненную безысходность
("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"): <span>
</span><span>В главе «Счастливые» Некрасов рассказывает о
Ермиле Гирине, который встал на защиту крестьян. Это умный, наделенный чувством
справедливости человек. Став крестьянским защитником, Гирин попадает в острог.
Такая же судьба и у «богатыря святорусского» Савелия. Человек острого ума,
могучей силы, он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает
необходимость борьбы и бросается на угнетателей с топором в руках. Его
постигает та же участь каторжника, но дух его не сломлен: «клейменый, да не
раб». Яким
понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к
нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:</span><span>
<span>Душа, что туча черная - </span></span>
<span>Гневна, грозна - и
надо бы </span></span><span><span>
Громам греметь
оттудова... </span><span>
А все вином кончается...
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин
беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения -
необходимость работать на “дольщиков”. </span><span> Каждый по-своему видит и понимает счастье.
Если Агап, Яким, Савелий и другие видят его в протесте и в борьбе, то такие,
как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым званием холопа.Жизнь Матрены
Тимофеевны, как и у каждой женщины-крестьянки - тяжелая доля и непосильный труд.
«…Не дело - между бабами счастливую искать», - отвечает Матрена на вопрос
странников о счастье.</span></span><span><span>В главе «Пир на весь мир» автор </span>нам показывает два пути «одна
просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней
нетрудно идти. Эта дорога
ведет к богатству, карьере, власти. А по другой «тесной» и «честной» дороге
идут люди, которые борются за счастье народа. По ней идти трудно, и не каждый
выберет эту дорогу. Поэтому автор
осмеивает людей, выбравшим первую дорогу.
<span>В главе «о Двух
великих грешниках» Некрасов призывает к революции. К восстанию крестьян против помещиков. Образ
Кудеяра призван оправдать революционную борьбу в целом. Поэтому легенда приобрела антикрепостнический смысл.</span></span>
<span> В конце поэмы
Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа, в котором
воплощено все то, что затаенно дремало в душах крестьян. Добросклонов
принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь «загадочной
Руси»: </span><span>
Ты и убогая, </span><span>
Ты и обильная,
</span>Ты и забитая,
<span>Ты и всесильная,
</span><span>Матушка-Русь!..
</span>В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие
о счастье: оно в освобождении народа от угнетения и во всеобщем равенстве.
<span><span>Заканчивается поэма
грозным предупреждением: </span><span>
<span>Рать подымается — </span>
<span>Неисчислимая! </span>
<span>Сила в ней скажется </span>
<span>Несокрушимая! </span>
<span>На многое способна эта рать, если поведут ее за
собой люди, подобные Грише Добросклонову.<span>
</span></span></span></span>
Лермонтов был фаталистом, т. е. он чувствовал постоянно, что умрёт молодым или в битвах с горцами, или на дуэли. Почти вся поэзия Лермонтова пронизана тоской, одиночеством, грустью, каким то вечно висящим над поэтом рОком. В этом стихотворении он обращается к своему собеседнику --сослуживцу, говорит, что ему уже мало осталось жить, что если он увидит его родных, пусть им расскажет, как он жил на чужбине. А жил он далеко от Родины почти всю свою короткую жизнь-на Кавказе. Передай родным, -просит поэт, -чтобы они не страдали, не переживали за него. А если кто спросит, как я умер, скажи, что честно воевал за царя и отечество и в бою был смертельно ранен пулей навылет и военные лекари не смогли его спасти. Сгрустью думает о родителях, уверен, что их уже нет в живых, а если кто и жив, придумай причину занятости на войне отсутствия им писем от него. Ипусть его не ждут. Сгрустью поэт пишет, что только грустит о молодой красивой соседке, но и она, наверно его забыла, давно они расстались, а вот ей-то и расскажи всю првду обо мне, пусть её пустое безразличное к нему сердце дрогнет, она немного поплачет да и забудет о нём. В стихотв. грустные ноты, много грустных эпитетов.