Чехов очень точно, последовательно и кратко описал каждый образ, используя оригинальные эпитеты и метафоры. Благодаря этому, мы можем ясно представить себе все, что хочет донести до нас автор.
<span />При написании этого отрывка автор использовал тип речи – повествование с элементами описания, и пишет его в художественном стиле. Предложения связаны последовательно. Каждое предложение самостоятельно, но в то же время дополняет предыдущее по смыслу, что позволяет нам сделать вывод, что связь предложений в тексте – цепная. <span> Для описания природы автор использует множество эпитетов: ночь «бледная и темная», небо «бледно – зеленое, усыпанное звездами» и «необъятно глубокое и безграничное». Также присутствуют олицетворения: «природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять…», небо «глядит томно и манит к себе».
</span>
<span>Что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”? Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью... ” Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых — молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Получается, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, — говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова — это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу.. . Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной... ” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят только перед священником или самым близким человеком</span>
..Есть она тот самый праведник,
без которого... не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
А. Солженицын. Матренин двор
В своем рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, тургеневская Лукерья).
Главная героиня рассказа — простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена. Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было "не положено" (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапожники без сапог). А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: "Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе..."
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери — порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз — к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая — все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Кире и отдает она горницу, чтобы могли девушка с мужем построить дом на своей земле. Два дня перед этим мучилась Матрена тяжелыми предчувствиями. Не жаль ей было имущества, но "страшно ломать крышу, под которой прожила сорок лет". Кажется, что "порушилась жизнь вместе с горницей", потому что торопились родственники со сносом, не по-человечески, не по-хозяйски отнеслись к разделу дома: побыстрее, лишь бы увезти. Из-за этой торопливой жадности и человеческого эгоизма и произошел несчастный случай, в результате которого погибла Матрена и еще двое мужчин. "Нет Матрены. Убит родной человек", — с горечью говорит автор, понимая, что никаким чудом нельзя уже вернуть к жизни эту светлую, чистую душу. Но даже Игнатьич, бывший квартирант Матрены, сумел по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины только после ее смерти, когда услышал неодобрительные отзывы о ней со стороны родственников: "за обзаводом не гналась... даже поросенка не держала... и, глупая, помогала чужим людям бесплатно". Осуждают соседи недостатки Матрены, не понимая, что это на самом деле ее достоинства.
"Не стоит село без праведника" хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. "Не понятая и брошенная даже мужем своим", "смешная, по-глупому работающая на других бесплатно", Матрена никогда не будет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнскую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспокоясь о том специально, вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту.
Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.