У страха глаза велики.
<span>Страх заставляет видеть опасность большой, видеть угрозу там, где ее, возможно, и нет.
</span>Двум смертям не бывать, а одной не миновать<span>.
</span><span> Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.
</span>За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
<span>Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
</span><span><span>Бабушка надвое сказала.
Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.
</span><span>За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают.
Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
</span></span><span><span>Старый друг лучше новых двух.
Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
</span><span>Ум хорошо, а два лучше.
Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе
</span></span>Обещанного три года ждут.
<span>Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
</span><span><span>Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.
</span><span>У семи нянек дитя без глазу.
Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.
</span></span>Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
<span>Пословица учит — прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…</span>
Поэт и гражданин является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии... Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.
Какое время наступило, с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.
Громи пороки смело, призывает Гражданин Поэта.
Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать настоящее, вечное искусство, далекое от жгучих вопросов современности.
Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии чистому искусству. Спор между героями стихотворения идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин как свои, на теле носит все язвы родины своей. Поэт должен стыдиться
...в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Афоризмом стали некрасовские строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них гражданина сан столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.
Самым задушевным и любимым назвал Некрасов Элегию одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши!
Не стареет она,
утверждает он.
Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба. .
И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
<span>Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.</span>ω
Поэма М. Ю. Лермонтова « Мцыри » — яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный «любимейший идеал» — человек, рвущийся к свободе, передача его душевных переживаний; условный сюжет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация.
В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри связана с представлением о «естественном человеке» , который живет одной жизнью с природой и которому приходится бороться, чтобы отстоять право на свободу. Поэма начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Совсем еще ребенком Мцыри был взят в плен. Несмотря на физическую слабость мальчика, «в нем мучительный недуг развил тогда могучий дух его отцов» . Измученный дорогой и оторванностью от родителей, он не стонал, не плакал, «он знаком пищу отвергал» , готовый в любую минуту принять смерть. Не добавило Мцыри радости и веселья и доброе отношение к нему монахов:
… чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной. Монастырь, в котором он теперь жил, Мцыри воспринимает как тюрьму: кельи для него кажутся душными, стены — глухими и сумрачными, монахи — трусливыми и жалкими, сам он — раб и узник. А как хочется Мцыри, теперь уже юноше, узнать все, что вне его досягаемости, хоть издали увидеть родной край, узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» , узнать свободу! И когда он, не страшась сильной грозы и ночи, совершил побег из монастыря и оказался на свободе — это было для него вершиной счастья, настоящим блаженством. За три дня побега юноша столько успел увидеть, узнать, прочувствовать и пережить, сколько не довелось за предыдущие десять-двенадцать лет жизни в монастыре. Мцыри заново осмыслил свою жизнь и понял: суть человеческого бытия не смиренное существование, к чему призывали его монахи, а борьба. Эти три дня свободы заставили Мцыри опровергнуть христианское учение о ценности только загробной, вечной жизни. Всю эту вечность юноша, не задумываясь, готов отдать за жизнь земную, только не смиренную, не в заточении, а на воле, — полнокровную человеческую жизнь, с тревогами, волнениями, жаром любви и горечью разлук:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
В своем монологе Мцыри, обращаясь к старому монаху, сетует на свое спасение, которое принесло ему только страдания. Кроме того, юноша скорбит о близком своем конце. Но не смерти боится он: «Там, говорят, страданье спит в холодной вечной тишине» , — ,ему жаль расстаться с той жизнью, которой он прожил всего лишь три дня, ему так хочется насладиться молодостью, узнать «разгульной юности мечты» . Слова старого монаха о том, что смиренное служение в монастыре — лучшее, что может быть ниспослано человеку, вызывают в юноше едва ли не гнев:
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
Пот желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я так же мог бы жить!
Перед смертью Мцыри мечтает о воле, его дух «прожег свою тюрьму» , но обрести гармонию с естественной жизнью он уже не в состоянии. Природа дала Мцыри непосредственное ощущение свободной и могучей жизни, но герой бессилен преодолеть слабость тела.
Много увидел Мцыри на свободе, много изведал новых и неведомых ощущений, но пути на родину, к которой он так стремился всю свою жизнь, он все же не нашел и — погибает. Той идеальной родины, края воображаемой свободы, которая так часто снилась юноше, просто не существует. Она призрачна.
<span>Мечты Мцыри — это свободолюбивые мечты самого Лермонтова, задыхавшегося от жестокого николаевского режима. Не зря В. Г. Белинский писал: « Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта.
</span>
Главные герои: Мальчик Толя Нащоков, дядя Николай, Катя, друг Лешка, Мария Семёновна, <span>Лётчика Карп Нащоков.</span>