Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” — позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.
Хотя мы видим, что действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века, в николаевскую эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи. Но “армейская” проблема не основная в рассказе, главный акцент сделан на вопросах нравственных.
Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека — общественные условия или случай.
Герой рассказа — дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: “...не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это — обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.
. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец Вари — девушки, в которую был влюблен рассказчик. Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Но главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же социум и его структура, а не случай влияют на личность.
Иван Васильевич разлюбил Варю, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь. Если смотреть с обывательской точки зрения, то, конечно, да: не увидь он жестокой расправы с татарином, он так и пребывал бы в неведении о том, что делается “на другой стороне медали”. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай, а среда сломала его наивный мир, она нанесла ему нокаутирующий, ошеломляющий удар.
Мне кажется, что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.
Совесть - то, что делает каждого из нас человеком с высокой духовностью. Делать по совести означает поступать добросовестно, честно по отношению к себе и другим людям. Смысл этой фразы состоит в том, что автор кормил "облезлого пса" не потому, что испытывал высокий душевный порыв, жалость и заботу о существе, а лишь чтобы облегчить себе состояние души, заглушить угрызения совести. Это нельзя считать истинно позитивным поступком.Человек не может откреститься от своей совести, совершая благородные поступки, которые не связаны с его реальной проблемой. Я уверен(а) в том, что если каждый человек будет поступать в связи со своей совестью, то это сделает его ответственным человеком.
Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями: Вот — сидим с тобой на мху Посреди болот. Третий — месяц наверху — Искривил свой рот. Я, как ты, дитя дубрав Лик мой также стерт. Тише вод и ниже трав — <span>Захудалый черт.</span>
"... как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае ". Андрий, несомненно, - хороший вояка, но у него нет силы воли. Его поманили - он пошел, ему приказали - он делает. Как пес во время охоты. Гоголь не может принять предательства, поэтому сравнивает младшего из сыновей Тараса с псом.
Зевс— в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року.