Поэзия великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова — это прежде всего красочно и достоверно изображенный мир исканий, духовных терзаний, многочисленных разрешимых и неразрешимых жизненных вопросов, глобальных философских и нравственных проблем. Но при этом поэт все же воспринимает окружающее его пространство как нечто прекрасное, полное высоких, духовных чувств — дружбы, любви, уважения. Природа в изображении Лермонтова предстает перед нами живым существом. Реки, горы, облака, скалы — все это существует во времени и пространстве, сообщая произведениям поэта нужное настроение и неповторимый колорит.Лирический герой у Лермонтова не приемлет несправедливость в любой ее форме, с гневом отвергает ложь, негативно воспринимает человеческие недостатки.Все перечисленное без колебаний можно отнести к романтическим произведениям М. Ю. Лермонтова — поэмам «Демон», «Боярин Орша», «Мцыри» и др. Рассмотрим более подробно одну из перечисленных нами поэм — «Мцыри».Развитие действия в данном произведении происходит одновременно на двух уровнях: с одной стороны, поэт рассказывает о своей тоске по идеалу романтического героя, мечтает о далекой, удивительной стране, с другой — очень реалистично и ярко повествует о жизни юного горца, о его нравственных и физических страданиях, сопровождавших его после ухода из монастыря. Главный герой поэмы Мцыри не просто скучает по близким людям, по родным местам — он тоскует по своей Родине: «Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе...». Под словом «родина» не подразумевается какое-либо конкретное государство: это лишь романтизированный поэтический образ. Врожденные качества характера Мцыри — отвага, жажда бури, активных действий, событий — были переданы ему его предками, смелыми и решительными горцами.Автор наглядно демонстрирует читателю, что гнетущее чувство неудовлетворенности покоем и размеренным существованием свойственно соотечественникам Мцыри, не желающим примириться с действительностью и предпринимающим попытки повлиять на происходящие события.Во время написания поэмы «Мцыри» огромную роль сыграли впечатления Лермонтова о нравах и быте жителей Кавказа, о богатой, яркой южной природе, поражающих воображение высоких горах. Именно эта естественность, «жизненность» сообщает данному произведению неповторимый колорит, переносит читателя в мир, изображаемый автором. Реальность происходящего подчеркивается мелкими, но очень характерными деталями внешности героев, окружающей их обстановки. Место действия всегда обозначается очень четко. Например:<em>Немного лет тому назад,</em><em>Там, где сливаются шумя,</em><em>Обнявшись, будто две сестры,</em><em>Струи Арагвы и Куры,</em><em>Был монастырь...</em>Описываемый автором монастырь сохранился до наших дней, и его описание полностью соответствует действительности.
Сюжет книги держит читателя в постоянном напряжении и хочется узнать, а что же дальше, какие происшествия последуют и что еще может придумать этот неугомонный озорной мальчишка. Мальчишки всех времен и народов переживают за Финна, хотят помочь ему и желают быть его другом, чтобы быть рядом и в случае опасности прийти на помощь.
Мое отношение к друзьям Тому и Гекльберри, и мои впечатления о них сформировались в детские годы и, по-видимому, на всю жизнь, я сдружился с ними, разделял их радости и невзгоды. И сейчас с легкой грустью и печалью вспоминаю те годы, когда я впервые познакомился с любимыми мной друзьями.
Жила-была старая кастрюля. Жила она долго-долго, но совсем не счастливо. Томилась в шкафу, в углу. Никто её не мыл, не стряпал в ней вкуснятину. Старая кастрюля ругалась с тарелками и завидовала новому керамическому чайнику, которого хозяева хвалили и доставали из шкафа постоянно. И вот кастрюля поняла в чём причина её одиночества. Она была ржавая и с отломанной ручкой, выглядела непрезентабельно. Кастрюля решила во что бы то ни стало это исправить. Она позвала мыло и щётку и велела им себя драить до блеска. Было больно соскребать засохшую еду, но кастрюля терпела. Через час усердной работы она стала как молоденькая. Хозяева очень изумились такой метаморфозе, когда пришли с работы и решили сварить в чудесной кастрюле суп с лапшой. Ух, как шипела, булькала и радовалась кастрюля! Она снова в деле, она снова нужна!
В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного времени, друзья могут быть так различны. На первый взгляд, может показаться, что Илья Ильич не знает, для чего жить, а Штольц уже нашел ответ на этот вопрос. Но это совсем не так! Обломов - русский помещик. "Это был человек лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…потом совсем пропадала". Он живет на доходы, получаемые от имения Обломовка. Илья Ильич все дни проводит в праздности, лежа на диване в любимом халате. "Это было его нормальным состоянием". Почему именно так?! "Безразличный цвет лица, ленивые движения, тревоги, замирающие в апатии или в дремоте", еще больше убеждают, что Обломов - это человек, полностью уединившийся от того лживого и бессмысленного мира, в котором живут все его знакомые и друзья, к числу которых относится и сам Штольц. Целые дни проводит Обломов дома, размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении. Дальше мечтаний дело не продвигается. АШтольц живет "для самого труда, больше ни для чего". Для него труд - "это образ, содержание, стихия и цель жизни". Даже внешний вид Андрея четко и ярко описывает его образ жизни: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь". Жизнь Штольца была похожа на "шнурок". Ему казалось, что "мудрено и трудно жить легко", что можно с легкостью развязать любой узел шнурка (жизни). Но человек не в силах управлять своей судьбой, что Штольцу казалось возможным. Судьба может завязать такой неразрешимый "узел" в жизни человека, что вряд ли кто-то сможет развязать его. Обломов полностью выгнал труд из жизни. Он жил только мечтаниями о будущей жизни. Встреча друзей оказалась переломной для Обломова. Штольц поставил Илью Ильича лицом к реальности, и Обломов "испугался, узнав себя". Андрей как будто подставил Обломову зеркало, когда сказал: "Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут ... то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!" ндрей Штольц - это полная противоположность Обломову. Если у Обломова естественное состояние - это покой, то у Штольца - движение, бег по жизни. В отличие от своего друга, Андрей трезво смотрит на жизнь. Его главным принципом был "простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь". "Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил… зная час и минуту, когда выйдет оттуда". То есть Штольц не поддавался иллюзиям, в отличие от Обломова. С раннего детства он воспитывался в самых суровых условиях. Главнейшую роль в его воспитании сыграл отец, который прививал сыну трудолюбие, целеустремленность, стойкость к трудностям и невзгодам жизни. Отец не мог предложить другую цель жизни Андрею, как только "продлить колею от своего деда,. Как по линейке, до будущего своего внука". Обломову родители постоянно внушали, что он барин, что для исполнения любого его желания надо лишь приказать Захарке или Ваньке, которые для исполнения его повеления и существуют. Обломов признается Штольцу: "Я не понял этой жизни". Хотя жизнь Обломов, пожалуй, понял верно, он не понял себя, не осознал в себе человека, чтобы жить, а не цепенеть перед жизнью. Всеведущий Штольц придумал странное слово - "обломовщина", а Илья Ильич признал власть обломовщины над собой. Обломов погиб под тяжестью чужого слова, потому что не смог выработать собственного слова о себе. <span>Мне кажется, что Гончаров не ставит перед собой задачу раскрыть смысл жизни человека. Он лишь показывает две крайности: обломовых и штольцев</span>